Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Чип вместо паспорта: чем опасна массовая биометрия

Чем пугает будущая чипизация населения

Биометрическая идентификации личности, документы с электронными чипами и имплантированные в тело NFC-модули вызывают у многих людей недоверие и опасение. Почему именно эти технологии так тревожат общество и что заставляет даже гиков становиться консерваторами, когда речь заходит о чипизации и публичной биометрии — в материале «Газеты.Ru».

Слишком хорошо, чтобы быть правдой

На первый взгляд биометрическая идентификация человека идеальна. По сути, это неотъемлемая часть человека как биологической системы, набор черт, который дается нам от рождения. В отличие от паспорта, водительских прав, кредитной карты и билетов биометрия всегда с нами. Вы никогда не забудете дома ваше лицо, глаза, голос, зрачки и отпечатки пальцев.

Имплантированный чип также всегда находится вместе с его владельцем, но, в отличие от биометрии, на него может быть записана дополнительная информация. Перспектива пройти за несколько секунд паспортный контроль в аэропорту, моментально получить посадочный талон или деньги в банкомате, пройти на концерт или спортивное мероприятие лишь «предъявив» свое лицо выглядит безусловно привлекательно.

Мы и сами протестировали несколько работающих публичных биометрических решений: биометрический проход на прошедший в Барселоне Mobile World Congress, биометрические аппараты U.S. Customs and Border Protection в нью-йоркском аэропорту, автоматы cдачи багажа авиакомпании Delta. Во всех названных случаях эти решения заметно экономят время пассажиров и посетителей.

Эксперты также отмечают, что биометрическая аутентификация — единственный способ увеличить пропускную способность объектов с большим человеческим трафиком.

Владимир Максимов, руководитель департамента развития новых направлений бизнеса «Тошиба Рус», говорит, что по прогнозам SITA к 2036 году количество авиапассажиров удвоится и достигнет 7,6 млрд.

«Это колоссальная нагрузка на инфраструктуру. Уже давно узким местом индустрии авиаперевозок стала проверка документов в аэропортах. Авторизация пассажиров в единой биометрической базе значительно ускорит прохождение паспортного контроля и посадку в самолет», — говорит эксперт.

Биометрия прочно вошла и в банковский бизнес. По данным Visa Europe, в мобильном банкинге 75% молодых людей пользуются биометрией для подтверждения платежей.

Лицо поменять не получится

Возникает вопрос, почему же тотальное внедрение публичной биометрической аутентификации и уж тем более чипизация так пугает людей? Страхи эти, вполне обоснованные, подпитывает много причин. Важно тут и то, кто активнее всего продвигает эти технологии, кто стал движущими силами массового внедрения биометрии.

С одной стороны, это та часть государственных институтов, которая называется, правоохранительными органами и спецслужбами. С другой, это банки, страховые и транспортные компании. Взаимодействие со всеми этими институтами очень чувствительно для обычного человека, так как речь идет об областях, касающихся его финансов, здоровья, безопасности и взаимоотношений с государством. То есть, тех областей нашей жизни, где цена технической ошибки или последствий злонамеренной активности третьих лиц очень велика.

Что касается имплантации чипов, то формально эта технология не нова и уже давно используется, например, для маркировки крупного домашнего скота. Но даже при самом беглом взгляде на эту технологию в применении к человеку возникает много вопросов.

Безопасно ли имплантировать чипы, физически и ментально? Кому юридически будут принадлежат данные на чипе? У кого будет доступ к этим данным? Можно ли их взломать?

Ответов на эти вопросы нет, как и нет правовой базы, на которую можно было бы опереться для выработки единых правил использования имплантированных чипов.

Биометрия и чипизация документов выглядит мене эпатажно, вводится поэтапно и менее болезненно. Так, например, современные биометрические загранпаспорта мало у кого вызывают негативные эмоции, однако биометрия как средство доступа и допуска тоже вызывает немало вопросов.

Эксперты компании IDX, занимающейся удаленной идентификации личности, в комментарии для «Газеты.Ru» выделили несколько узких мест этой технологии. Прежде всего, биометрические атрибуты хранятся в цифровом формате. Если ваши биометрические данные скомпрометированы, то поменять вы их не можете, в отличие от логина и пароля.

Возможно, будет придумана какая-то процедура «реабилитации» скомпрометированной биометрии, но явно это будет сложнее, чем смена секретных комбинаций.

Аналогичные доводы приводит аналитик MForum Analitics Алексей Бойко: «Сейчас, если кто-то взломал ваш аккаунт, вам достаточно поменять пароль к нему на более надежный. Но если кто-то взломает вашу биометрию, он, по сути, становится вами. Представьте, что кто-то одел на себя маску, напечатанную на 3D-принтере, и получил доступ к вашим деньгам, конфиденциальной информации или критически важной городской инфраструктуре. Маску, дизайн которой полностью соответствует вашему лицу, которое для этого сфотографировали с нескольких ракурсов или «собрали» из набора ваших селфи в соцсетях».

По мнению Бойко подделать при желании и по мере развития техники можно многие, если не все биометрические показатели.

«Боюсь, что это будет постоянным соревнованием — биометрические системы будут все более изощренными, как и методы имитации биометрических данных. И как бы ни были удобны биометрические подходы, для отдельных случаев очень хочется оставить старые, добрые пароли», — считает эксперт.

Все опрошенные «Газетой.Ru» эксперты отмечают, что последствия хакинга биометрической информации будут более серьезными, чем просто краденный логин/пароль.

Многие компании, презентуя свои биометрические технологии, рассказывают только «истории успеха», а статистика по неудачным проектам и их последствия не афишируется.

Владимир Максимов отметил несколько провалов в реализации городских программ ССTV: «Широко известен негативный пример Лондона, где была внедрена система автоматического распознавания лиц, но за весь 2018 год система выдала 98% ложных срабатываний. Есть неудачный нью-йоркский эксперимент с распознаванием лиц автомобилистов, который с треском провалился. Городские власти хотели таким образом искать террористов, но слишком высокая скорость потока не позволила «поймать» лица водителей».

При этом он также, как другие эксперты, отметил, что одну из главных уязвимостей биометрических технологий аутентификации – обеспечение безопасности данных, которые хранятся на серверах или локально, и уязвимы для кибератак.

Пугающие перспективы

В 2015 году Департамент по управлению персоналом в США «потерял» данные о 5,6 миллионах отпечатков. В 2016 году на Филиппинах хакеры взломали базу данных местной Комиссии по выборам — тогда на сторону утекли персональные данные 55 млн зарегистрированных избирателей, в том числе паспортные данные и отпечатки пальцев.

Эксперты отмечают, что при должном шифровании риски взлома и потери данных будут ниже, но нулю они не будут равны никогда.

Важен и вопрос злоупотребления возможностями, которые предоставляет биометрия.

При наблюдающемся во многих странах кризисе доверия к государственным институтам, возможности, которые представляют подобные системы в руках некомпетентных или злонамеренных действий со стороны государства пугает людей.

Та же система наружного наблюдения в Китае, более масштабная и продвинутая, чем в США и Европе, заставляет вспомнить антиутопии об обществах тотального контроля. Особенно тревожит европейских и американских наблюдателей привязка биометрии к системе «социального рейтинга» с последующим разделением прав и обязанностей граждан в зависимости от их статуса. Пока такой эксперимент проводится только в некоторых провинциях Китая, но уже привлек к себе внимание всего мира.

Так, например, в 2018 году обладатели низкого социального рейтинга не смогли купить около 23 млн билетов на самолеты и поезда. Такие данные приводятся в февральском отчете Национального центра публичной кредитной информации (National Public Credit Information Center, NPCIC). В 2018 общее количество «черных списков» в Китае достигло 51 и в них было добавлено 3,59 млн человек.

Кстати, «черные списки» — вовсе не китайское ноу-хау. Американские и европейские банки, страховые и авиакомпании ввели их много лет назад.

Одна из ключевых мыслей экспертов, занимающихся влиянием биометрии и чипизации на повседневную жизнь, заключается в том, что эти технологии выступают в роли катализатора. То есть, с их помощью можно как максимально облегчить, так и максимально осложнить жизнь человека. Появление такого мощного инструмента в руках крупных компаний и государства и сопутствующее этому процессу риски вызывают вполне обоснованные страхи даже у самых здравомыслящих людей.

Новости и материалы
Митингующие в центре Тбилиси покинули площадь перед парламентом
В США заявили о намерении Вашингтона продлить украинский конфликт еще на десять лет
В СФ заявили о необходимости трибунала после СВО
Вильфанд: в ближайшие дни в Москве температура будет ниже нормы, ночью возможны заморозки
Появились новые данные о количестве погибших при обрушении автотрассы в Китае
Психолог дала советы, как родителям вести себя с подростком, который пошел работать
Китай предостерег США от вмешательства в торговлю между РФ и КНР
В МИД России рассказали, к чему привела трагедия в Доме профсоюзов в Одессе
ВСУ обстреляли магазин и хлебный фургон в Горловке
Полицейский спецназ начал массово задерживать митингующих у парламента в Тбилиси
Экономист объяснил, почему власти ждут доллар дороже 100 рублей
Врач ответила, сколько можно съедать куличей на Пасху
В Кремле назвали победителя фестиваля «Дорога на Ялту»
Посол РФ назвал новые антироссийские санкции нелегитимными ухищрениями
Митингующие в Тбилиси забаррикадировали один из входов в парламент Грузии
Психолог рассказала, как начать рабочий день после длинных выходных
Глава МИД Украины заявил о возможных «коммуникациях» с Россией
Глава МИД Украины признал, что Россия более эффективна в военных усилиях
Все новости