Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Сейф за семью замками: как хранят данные банки России

Стоит ли опасаться утечек данных из российских банков

Бурное развитие информационных технологий в последние годы существенно облегчило жизнь людей – интернет-сервисы, электронные кошельки и операции в онлайн-банке стали прозой жизни, к которой все привыкли. Но эти удобства породили и новые угрозы, в первую очередь опасность утечки важных данных. Не все «сливы» и не любые данные существенны для безопасности клиентов: от опубличивания списка сотрудников организации вреда не будет, а вот хищение персональных данных обывателей или доверчивость человека может стоить денег.

Несколько дней назад в сети появилась база данных, содержащая информацию о работниках Сбербанка и нескольких его «дочек». В банке уверяют, что сведения, оказавшиеся в открытом доступе, ничем не могут повредить клиентам или автоматизированным системам. По словам представителей Сбербанка, эта адресная книга доступна всем сотрудникам компании, и их персональных данных в ней нет.

Технический директор Qrator Labs Артем Гавриченков уверен, что утечек корпоративных данных непосредственно клиентам опасаться не стоит.

«Что касается контактов сотрудников, то в любой компании существует определенный компромисс между удобством работы сотрудников и защищенностью, закрытостью данных. Еще начиная с 90-х годов XX века, считалось, что в рамках этого компромисса списки и внутренние контакты всех сотрудников могут быть доступны каждому в корпоративной системе», — отмечает эксперт.

Клиенты в данном случае не являются пострадавшей стороной, считает руководитель департамента финансовых рейтингов НРА Карина Артемьева.

Безопасности клиентов — приоритет

Защищенность системы хранения данных в любой компании напрямую зависит от характера содержащихся в ней данных – максимальная защита у финансовой информации и персональных данных клиентов.

«Если речь идет о финансовой информации, уровень ее защиты в надёжных банках, как правило, имеет максимальный приоритет, к тому же за соблюдением необходимых требований обеспечения безопасности следит, в том числе, регулятор», — указывает Гавриченков.

Между тем Сбербанк как крупнейший банк России является и главной мишенью для киберпреступников, то есть даже по теории вероятности хоть несколько атак могут оказаться успешными – главное, чтобы при этом не были потеряны важные данные клиентов. Но то, что банк является крупнейшим, с другой стороны, позволяет ему тратить большие ресурсы на поддержание безопасности инфраструктуры.

«Сбербанк покрывает более половины финансового рынка в регионе, что делает нас главной мишенью для русскоговорящих киберпреступников, ведущих активную деятельность на территории России, стран бывшего СССР, Восточной Европы и СНГ. В 2017 году передовая система кибербезопасности Сбербанка позволила нам отразить 100% кибератак», — заявлял на ежегодной конференции Sibos 2018 в конце октября текущего года директор дочерней компании Сбербанка по кибербезопасности BI.ZONE Дмитрий Самарцев.

Неизбежность утечек

Утечки персональных данных и в России, и в других странах мира давно перестали быть редкостью – им подвержены и крупнейшие транснациональные корпорации, и небольшие предприятия, и рядовые граждане разных государств. В Банке России отмечают, что полностью исключить риск подобных атак невозможно –

злоумышленники все время придумывают новые способы обхода систем защиты, но их главным оружием остается человеческий фактор.

«Уровень грамотности россиян в сфере информационной безопасности позволяет мошенникам из года в год успешно использовать информационные технологии и средства связи в сочетании с приемами так называемой «социальной инженерии» (злонамеренное введение в заблуждение путем обмана или злоупотребления доверием) для хищения средств с их личных счетов или счетов их работодателей. Так, в 2017 году мошенники похитили у физлиц более 1 млрд рублей», — заявлял в августе текущего года зампред Центробанка Дмитрий Скобелкин.

Согласно данным аналитического центра Infowatch, в 2017 году СМИ и другие открытые источники сообщили о 254 случаях утечки конфиденциальной информации из российских компаний и государственных органов, что составляет 12% от числа утечек в мире. При этом по вине рядовых сотрудников произошло 69% всех инцидентов. Более 90% утечек были связаны с компрометацией персональных данных и платежной информации.

Панацеи от утечки персональных данных обычных граждан не существует. К примеру, граждане сами оставляют номера телефонов и адреса электронной почты на своих страницах в социальных сетях, в торговых точках, выдающих скидочные карты, и так далее.

«На 100% обезопаситься от подобных инцидентов затруднительно. Для профилактики стоит с осторожностью вводить свои данные на любого вида сайтах и оставлять свои контакты на публичных ресурсах», — говорит специалист поддержки продуктов ESET Russia Борис Соболев.

Клиентам любых организаций в любой ситуации нужно быть бдительными и соблюдать элементарные правила безопасности. Например, обычно сами банки предупреждают – по подозрительным ссылкам в СМС не переходить, вложения из писем незнакомцев не загружать, пароли не выдавать даже сотрудникам кредитных организаций – мошенники могут маскироваться под операторов колл-центров.

«Утечка данных сотрудников банка может привести к тому, что для тех его клиентов, которые не соблюдают правила цифровой «гигиены», попытки мошенничества и социальной инженерии со стороны злоумышленников будут выглядеть более правдоподобно. Ещё раз подчеркнём: если вам звонит человек и представляется сотрудником банка, никаких существенных данных сообщать ему нельзя, более того, рекомендуется положить трубку и самостоятельно перезвонить в банк по телефону, указанному на его сайте; если представитель банка тот, за кого себя выдает, он сможет ответить вам по внутренней связи», — подчеркнул Гавриченков.

Утечкам данных подвержены и финансовые компании, и организации сферы здравоохранения, и государственные ведомства, подтверждает веб-аналитик «Лаборатории Касперского» Владислав Тушканов. В таком случае рекомендуется вспомнить, не дублируются ли пароли в сервисах компании и в других местах. «Повторяющиеся пароли вообще плохая практика, но если этот пароль был установлен где-то ещё — обязательно его поменяйте», — указывает Тушканов. Если оглашена информация вроде адреса, номера телефона и имен членов семьи, то повышается вероятность таргетированных фишинговых атак. В случае с банковскими учреждениями не лишним является и проверка своей кредитной истории.

Бой с тенью

Банк России уже несколько лет ведет активную борьбу с киберпреступниками – регулятор разрабатывает и обновляет стандарты информационной безопасности для кредитных организаций, выпускает рекомендации по хранению персональных данных клиентов. Кроме того, в 2015 году Банк России решил объединить участников финансового рынка в едином информационном пространстве, где их будут оперативно информировать об актуальных киберугрозах. Участники системы также получали в свое распоряжение набор программных средств и рекомендаций, применение которых минимизирует ущерб и потери этих структур и их клиентов.

Эта система получила название FinCERT. До 1 июля 2018 года участие в информационном обмене было добровольным, но с этого момента стало обязательным для всех кредитных организаций. Тогда же была введена в эксплуатацию первая очередь автоматизированной системы обработки инцидентов, к которой подключились все российские банки. На основе этой структуры вскоре будет запущена базы данных о случаях и попытках осуществления переводов денег без согласия клиента. В Банке России уверены, что это существенно повысит эффективность работы по предотвращению хищений денежных средств со счетов клиентов

«Начиная с 2020 года оперативное получение информации о киберугрозах станет одним из инструментов снижения киберриска, расходы на покрытие потерь от которого будут влиять на размер капитала кредитных организаций», — говорится в отчете FinCERT за период с 1 сентября 2017 года по 31 августа 2018 года.

К концу августа информацию о кибератаках в Банк России предоставляли 718 организаций – за год их число увеличилось на 16%. Подавляющее большинство участников обмена данными составляют банки, еще примерно четверть – это иные финансовые организации, госструктуры, телеком-провайдеры, операторы сотовой связи, а также IT-компании (в том числе в сфере кибербезопасности), энергетические и промышленные предприятия.

По мнению специалистов Центробанка, общий тренд снижения количества успешных крупных хищений у кредитных организаций сохранится. При этом число хищений у клиентов банков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) может возрасти. Одна из возможных причин – утечка в интернет исходного программного кода ВПО, используемого преступниками.

Новости и материалы
В Белгородской области объявлена опасность атаки беспилотников
Вероятность нанесения ракетных ударов сохраняется в Новороссийске
Британский аналитик назвал условие для окончания сражения за Донбасс
В Москве заявили о блокировании ЕС счетов Россотрудничества и культурных центров РФ
Новичка минского «Динамо» сравнили с одним из лучших российских вратарей НХЛ
Назван лауреат Международной Букеровской премии
Белоус считает, что «Зенит» может простимулировать «Краснодар» победить «Динамо»
Госсекретарь США заявил, что иранскому народу стало лучше от гибели Раиси
Представительство РФ заявило, что ЕС рано или поздно придется вернуть украденные активы
В одном из регионов Украины произошли взрывы
США перебросили в Британию стратегические бомбардировщики B-52
Зеленский назвал причину нежелания приглашать Россию на саммит мира
Вашингтон считают, что Москва запустила в космос противоспутниковый аппарат
Стало известно, какую должность Акинфеев может занять в ЦСКА
Бывший сотрудник СБУ рассказал о вербовке россиян для диверсий
Муж Светланы Бондарчук опубликовал ее редкое фото с сыном на прогулке
Власти Израиля прервали трансляцию АР и отобрали у агентства оборудование
В ряде областей Украины объявлена воздушная тревога
Все новости