В Новом Орлеане на арене, где в 2005 году от урагана «Катрина» спасались десятки тысяч жителей города, состоится главное событие спортивной жизни США — Супербоул. На этот раз в матче, которым завершится очередной сезон Национальной футбольной лиги, встретятся «Балтимор» и «Сан-Франциско». Тренируют эти команды (бывают же совпадения!) родные братья — Джон и Джим Харбо. Для их родителей в рамках медиадня на этой неделе даже была устроена отдельная пресс-конференция, на которой они так и не дали четкого ответа, за кого же из своих сыновей будут болеть.
Супербоул в США — больше чем просто спорт. Это сплетение едва ли не всех аспектов американской жизни.
Так, телевизионщики ожидают, что трансляция матча побьет рекорд, установленный в прошлом году. Тогда пик зрительского внимания пришелся на перерыв, в котором выступала Мадонна. Есть все основания полагать, что так будет и в этот раз. Теперь все внимание будет приковано к Бейонсе, которая в четверг признала, что пела на инаугурации Барака Обамы полторы недели назад под фонограмму. Главный вопрос, который будет интересовать тех, кто не интересуется спортом, состоит в том, осмелится ли жена миноритарного партнера Михаила Прохорова по «Бруклин Нетс» повторить тот же трюк теперь уже на Супербоуле или споет живьем.
Рекордные рейтинги обеспечат и рекордные доходы от рекламы. В этот раз стоимость 30 секунд, которые раскупают корпорации с капитализацией в десятки миллиардов долларов, доходит до $4 млн.
Воспользоваться вниманием многочисленной телеаудитории, как всегда, спешат и политики.
Барак Обама даст традиционное 20-минутное интервью, которое будет предварять матч. Неясно, правда, спросят ли его о той медвежьей услуге, которую он оказал Национальной футбольной лиге неделю назад, когда в интервью одному из журналов посетовал, что если бы у него были сыновья, а не дочери, то он бы сильно призадумался, стоит ли позволять им заниматься американским футболом.
Дело в том, что в последние годы появляется все больше и больше исследований, свидетельствующих об опасности этого вида спорта для головного мозга футболистов, подвергающегося частым сотрясениям. НФЛ даже вынуждена в настоящий момент выступать ответчиком по искам десятков бывших игроков, требующих с лиги возмещения ущерба, понесенного ими за годы игры.
В каждой из команд, пробившихся в Супербоул, есть личности, которым американская пресса отводит больше внимания, чем остальным.
Так, на обложке главного в США спортивного журнала Sport Illustrated на прошлой неделе побывал квотербек Колин Каперник из «Сан-Франциско», а на этой — лайнбекер Рэй Льюис из «Балтимора».
Для Каперника Супербоул будет его всего лишь десятым стартом в НФЛ. Он вышел на замену в середине сезона, когда травму получил главный на тот момент квотербек в команде Алекс Смит. Каперник проявил себя так, что тренер Джим Харбо решил выпускать на старт — даже при восстановившемся Смите — именно Каперника.
Лайнбекер Рэй Льюис, с которым ассоциируется «Балтимор», имеет в НФЛ более длинную историю. Именно с ним эта команда выиграла Супербоул в 2000 году, и именно матч в это воскресенье, когда «Балтимор» имеет шанс победить еще раз, станет для Льюиса последним в его карьере в лиге.
Впрочем, даже если клуб из штата Мэриленд обыграет «Сан-Франциско», радость победы может быть омрачена.
В вышедшем на этой неделе Sport Illustrated сообщается, что для восстановления от травмы по ходу сезона Льюис испытывал запрещенный лигой препарат, что, впрочем, сам он отрицает. Другие же издания переполнены воспоминаниями о том, как в начале 2000 года Льюис был обвинен в убийстве двух мужчин в ходе потасовки в Атланте. Обвинения с Льюиса в итоге были сняты после того, как он заключил сделку со следствием и дал показания на других участников драки. Спустя несколько лет он расплатился и с семьей одного из убитых, которая отказалась от гражданского иска против футболиста.
Как бы ни закончилась история с Льюисом и использованием им запрещенных препаратов, НФЛ ждет от будущего только хорошего.
В течение последнего года были перезаключены контракты с крупнейшими американскими телекомпаниями, транслирующими матчи лиги. Стоимость их исчисляется десятками миллиардами долларов. Теперь только принадлежащая Disney телекомпания ESPN будет платить лиге с 2014 года по $1,9 млрд за сезон, то есть, по сути, более $100 млн за трансляцию только одного матча регулярного чемпионата. Грустить при таких доходах причин нет. Видимо, поэтому собравшиеся было бастовать в прошлом сезоне футболисты так и не позволили пропасть ни одному матчу регулярного чемпионата и перезаключили трудовое соглашение с лигой на много лет вперед.
Может, и рэпер Jay Z уговорит Михаила Прохорова, с которым он вместе владеет клубом НБА, приобрести еще и команду по американскому футболу, чтобы российские спортивные болельщики почувствовали Супербоул родным для себя спортивным событием.
Другие новости и материалы можно посмотреть на странице летних видов спорта.