Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Чего ждать россиянам от новой маркировки

На какие товары в ближайшее время введут маркировку

10 февраля — такой дедлайн правительство РФ установило для Минпромторга по сдаче финальной концепции маркировки всех промышленных товаров. Как стало известно «Газете.Ru», концепция включит в себя около 70 позиций, среди которых окажутся детское питание, минеральная вода и бытовая химия. При этом товары в документе будут ранжированы по ряду параметров, например, влиянию на защиту жизни и здоровья, распространенности контрафакта, скорости и возможности внедрения системы маркировки.

До 10 февраля Минпромторг и ряд других ведомств (Минфин, ФНС, Федеральная таможенная служба и ФСБ) при участии «Ростеха» должны были представить правительству финальную концепцию и планы реализации системы цифровой маркировки в России. Они включат в себя мероприятия по маркировке и прослеживаемости всех групп товаров на территории страны.

Как стало известно «Газете.Ru», в этих документах будут следующие группы товаров: детское питание, минеральная вода, молоко и бытовая химия. «Там также будут позиции, которые Минпромторг заявил еще в 2017 году — ювелирные изделия, драгметаллы, обувь и верхняя одежда. Кроме того, в концепции появятся такие группы товаров, как шины и фото- видеокамеры», — сообщил источник, близкий к процессу подготовки концепции.

Кроме того, документ определит, в каком порядке будут промаркированы группы товаров. «Там будет предложен подход, определенное ранжирование категорий по следующим параметрам: влияние на защиту жизни и здоровья, распространенность контрафакта, скорость и возможность внедрения системы маркировки. В концепции будет упомянуто большое количество товарных позиций — порядка 70», — сообщил источник.

В Минпромторге «Газете.Ru» подтвердили, что в ведомстве на данный момент разрабатывается проект Концепции по созданию в РФ системы маркировки товаров до 2024 года с планом ее реализации. Сейчас он проходит процедуру межведомственного согласования. В ведомстве отказались комментировать список товаров, который войдет в концепцию, однако отметили, что «в проекте будет представлен широкий перечень товарных групп для последующей оценки целесообразности их включения в перечень маркируемых».

Там подтвердили, что концепция определит то, как и в какой последовательности маркировка будет распространяться на новые товарные группы. «Карта потребностей» людей, бизнеса и государства станет основой концепции: она определит порядок ранжирования для введения маркировки.

В ведомстве отметили, что

в модели планируется учесть следующие показатели: средняя стоимость, срок годности единицы продукции, объем рынка, экспертную оценку угрозы риска для жизни и здоровья граждан от контрафакта, а также данные о доле незаконного оборота на рынке.

Также концепцией предусмотрено проведение добровольного эксперимента, в ходе которого участники рынка смогут отработать собственные технические и бизнес-процессы. При этом в Минпромторге отметили, что о сроках введения обязательной маркировки на группы товаров, включенных в концепцию, пока говорить преждевременно.

В конце декабря 2017 года Госдума приняла в третьем, окончательном чтении правительственный закон, наделяющий кабинет министров полномочиями по определению товаров, подлежащих обязательной маркировке. Месяцем ранее, исполняя указ Владимира Путина по реализации проекта маркировки и прослеживаемости, правительство приняло решение о подготовке Концепции по созданию в России системы маркировки товаров идентификационными знаками до 2024 года. Тогда же в правительстве поддержали инициативу «Ростеха» о создании единственного оператора системы маркировки на условиях государственно-частного партнерства.

В середине декабря 2017 года Путин одобрил идею единого оператора на базе ООО «Оператор- ЦРПТ» — «дочки» Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащего структурам миллиардера Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и компании инвестора Александра Галицкого.

То, закакой проект маркировки «Оператор-ЦРПТ» возьмется в приоритетном порядке, зависит от ранжирования товарных групп. «В будущей концепции при выборе рынков товаров для маркировки и прослеживаемости должны оцениваться критерии по каждой группе — возможные риски для экономики (то есть недополученные налоговые или таможенные сборы), количество участников рынка и то, как эти товары влияют на население. Исходя из весов этих критериев, товары в концепции должны расставляться сверху вниз по приоритетности внедрения маркировки», — заявили «Газете.Ru» в ЦРПТ.

Чип и код спешат на помощь

Система «track and trace» (маркировка и прослеживаемость) применяется в мире уже около 10 лет. Еще в 2007 году обязательная маркировка продуктов питания и лекарственных препаратов была запущена в Китае (система PIATS) и Бразилии — там она распространилась на табачные изделия и напитки.

Маркировку вводят по двум причинам: для защиты жизни и здоровья потребителя (контроль подделок, сроков годности, товаров с дефектами) и/или для повышения конкурентоспособности легальных участников рынка (борьба с контрафактом, фальсификатом).

Государству при ней легче управлять закупками, так как у чиновников появляется информация, сколько и где реально стоят конкретные продукты. При необходимости власти смогут остановить производство некачественной продукции.

Кроме того, государство сможет увеличить ВВП и собираемость налогов. К примеру, по данным BCG (Boston Consulting Group), налоговые сборы увеличиваются на 20-40% в зависимости от стадии развития маркировки и специфики отрасли. Так, в Бразилии за первые два года после введения маркировки собираемость налогов выросла на 20% — то есть в госказну пришли дополнительные $806 млн.

Маркировка — это не только общегосударственная история. Многие бренды наносят ее добровольно: в России эта практика мало распространена, однако в Китае пользуется популярностью. Там на большинство продуктов нанесен код, проскандировав который, можно узнать дополнительную информацию о товаре. Так компании самостоятельно защищают себя от подделок. В России при покупке одежды или обуви зарубежных брендов также можно заметить QR-коды и чипы.

В апреле 2016 года в России запустили пилот по маркировке меховых изделий, а с августа 2017 чипирование стало обязательным для всех участников этого рынка. По данным Федеральной таможенной службы, в 2017 году таможенные платежи за шубы выросли более чем в 1,8 раза, по сравнению с 2016 годом. Их общая сумма составила $69,6 млн.

За 2017 год в России задекларировали 417 тыс. шуб — это число увеличилось в полтора раза, по сравнению с 2016-м. По данным замглавы Минпромторга Виктора Евтухова, шубный проект «обелил» рынок на 500%.

15 января этого года стартовал эксперимент по маркировке табачной продукции — он продлится до конца 2018 года. Кроме того, тогда же правительство одобрило запуск пилотного проекта по маркировке обуви, который начнется 1 июня и также завершится в конце года. Оба пилота проведет «Оператор-ЦРПТ».

«Технология точно такая же – на ботинок или упаковку обуви наносится код, который позволит проследить товар до выбытия на кассе. По неофициальным данным, рынок оценивается в 400 тыс. пар обуви в год. После внедрения маркировки количество этих пар должно вырасти в два раза. В обуви ситуация такая, что более 90% — это импорт», — сообщил «Газете.Ru» представитель ЦРПТ.

Мошенники разводят минералку

Основная цель введения маркировки — борьба с нелегальной продукцией и «серым» рынком. Доля фальсификата по разным отраслям промышленности составляет от 20 до 50%, заявлял летом глава Минпромторга Денис Мантуров. Ссылаясь на оценки экспертов, он отметил, что объем незаконного оборота продуктов и промтоваров превышает 2 трлн рублей.

Вся нелегальная продукция, которая продается через кассу, будет идентифицирована, заявили в ЦРПТ. «Это обеспечивается контролем выбытия товара с рынка с помощью онлайн-касс. Но остается важный вопрос с тем, что продается не официально, а мимо кассы. Люди получают возможность контролировать качество всех покупок — с помощью мобильного телефона человек сам сможет понимать, что он покупает и потребляет», — считают в Центре.

Там отметили, что по закону все предприниматели, продающие что-либо в России, до июня 2019 года должны перейти на пользование контрольно-кассовой техникой с онлайн-кассами.

«То есть вся российская продукция будет проходить через кассу. Ни один нелегальный товар не сможет быть продан», — отметили в Центре развития перспективных технологий.

Можно предположить, что попадание минеральной воды в концепцию обязательной маркировки Минпромторга обусловлено тем, что доля ее поддельной продукции на рынке составляет от 20% до 70% по различным типам контрафакта и фальсификата. Об этом говорят данные экспертов системы бренд-контроля DAT. Специалисты подчеркнули, что в Москве эта доля составляет 10-15%.

Президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Дмитрий Петров оценивает объем некачественный продукции в 20-25%.

Рынок минеральной воды — один из самых быстрорастущих в стране. Ежегодно его продажи увеличиваются на 10-15%, свидетельствуют данные исследования Международной ассоциации по противодействию незаконному обороту контрафактной продукции «Антиконтрафакт».

При этом фальсификатом обеспокоены и участники рынка: они считают, что каждый год в период с апреля по октябрь появляются сотни нелегальных производителей, дешевый товар которых вытесняет легальный.

Чаще всего злоумышленники выдают столовую или обычную питьевую за минеральную воду. Для эффекта они добавляют в нее неконтролируемое количество солей, соды, йода и газируют ее в дешевых сатураторах — нечто вроде большого сифона.

Такой товар пользуется популярностью у небольших киосков, закупающих его на мелкооптовых рынках — так называемой «перевалочной базе» для подделок. Оптом фальсификат там продают на 15-20% дешевле оригинала. При этом злоумышленники чаще всего подделывают товары широко известных брендов.

Исследование ассоциации «Антиконтрафакт» разделяет производителей контрафакта на две группы. К первой относятся подпольные структуры, нередко использующие труд нелегальных мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья, а ко второй — легальные предприятия, которые являлись официальными партнерами владельцев торговых марок.

Новости и материалы
Россиянам рассказали об особенностях инвестиций в бриллианты
Офис президента Украины поссорил граждан, отказав мужчинам в консульских услугах
Экс-премьер Азаров назвал цель ареста наместника Святогорской лавры
«Спартак» и «Локомотив» объявили стартовые составы на матч РПЛ
В кабмине сообщили об отмене экспортных пошлин на уголь на 4 месяца
Найдена новая движущая сила старения и способ борьбы с ней
Посла Литвы назвали «политическим карликом» после слов про Крымский мост
Володин заявил, что США желают сохранить однополярный мир
Стас Михайлов вспомнил, как родители хотели продать квартиру ради его клипа
Семин заявил, что Дзюба не случайно потерял статус ключевого игрока в «Локомотиве»
56-летняя Николь Кидман восхитила выходом в золотом платье-бюстье
Песков оценил реакцию США на заявление Польши о ядерном оружии
МО РФ сообщило о сбитом дроне в Белгородской области
Неизвестные осквернили Вечный огонь в Краснодарском крае
В США рассказали, как Россия мешает снабжению ВСУ беспилотниками
Задержанному студенту МГУ из Одессы сократили срок пребывания в России
В Китае продолжают бороться с коллапсом на рынке недвижимости
В Петербурге пенсионерка попала в реанимацию после приема у стоматолога
Все новости