Плитка ушла под лед

Может ли плитка на тротуарах Москвы быть более скользкой, чем асфальт

Артур Громов 29.01.2016, 17:09
__is_photorep_included8047013: 1

Гололед на улицах Москвы стал настоящим кошмаром для жителей столицы, заставил травмпункты работать в усиленном режиме и вызвал шквал критики в адрес столичных властей. Рассерженные горожане склонны винить в своих падениях бездействие коммунальщиков и дорожное покрытие — а именно плитку, которой обложен ЦАО и другие районы города. «Газета.Ru» поговорила с экспертами, в том числе с физиком, чтобы выяснить, может ли плитка быть более скользкой, чем асфальт.

Оттепель, пришедшая в Москву накануне, превратила в воду большую часть столичного снега. К вечеру тротуары сковала ледяная корка, по которой стало невозможно спокойно передвигаться. В пятницу ситуация оставалась прежней: по дороге на работу москвичам пришлось семенить по льду, как пингвинам, или выходить на проезжую часть, более или менее очищенную. Тяжелее всего пришлось людям в возрасте — они боялись сдвинуться с места, оказавшись на ледяном тротуаре. Травмпункты столицы перешли на усиленный режим работы — у врачей сегодня работы стало гораздо больше, чем в другие дни.

В мэрии Москвы нашли выход из положения и призвали москвичей сидеть дома. «Просим пешеходов быть особенно внимательными при передвижении в городе, без крайней необходимости призываем не выходить на улицу, поскольку в городе сохраняется сильная гололедица», — сообщил журналистам пресс-секретарь заместителя столичного мэра по вопросам ЖКХ Игорь Пергаменщик.

Он назвал виновника происходящего. По его словам, Московский регион находится в тыловой части ложбины циклона, пришедшего со Скандинавии. «Температура воздуха составляет 0...+2°С. Все это сопровождается сильным ветром, такая погода сохранится до конца недели», — отметил пресс-секретарь. По его словам, коммунальные службы в первую очередь были направлены на очистку от льда тротуаров у станций метро, территорий вокруг остановок и пешеходных дорожек.

В соцсетях москвичи проявили редкое единодушие по оценке работы мэрии и коммунальщиков. А многие пользователи соцсетей сделали предположение, что небывалый гололед в центре города мог возникнуть из-за новой дорожной плитки, которой покрыли весь ЦАО. Одни считали, что на плитку лед лучше ложится, чем на неровный асфальт. Другие уверяли, что дело в отсутствии дренажной системы: как и в случае с летними потопами, вода не уходит и замерзает коркой.

«На новых собянинских пешеходных зонах идеальный бескрайний гололед.

Такого льда нет ни на асфальте, ни на других покрытиях и даже на других видах плитки, он образуется только на новой плитке из шлака. Идти по ней реально невозможно, люди падают плашмя один за другим, особенно на спусках к переходам и светофорам. Сам упал только что у Никитских ворот», — поделился в своем фейсбуке председатель совета московского областного отделения ВООПИиК Евгений Соседов.

Аналогичную историю рассказал координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов: «Сегодня шли с Натальей Никулиной и каким-то чудом не упали на плитке. Ужасно скользко именно на плитке, на асфальте лед есть, но не такой сплошной. Так вот, коммунальщики, видя лед, насыпали на плитку реагента, в результате все это превратилось в «лед с водой», чем еще усугубили ситуацию. Мне кажется, что единственным разумным вариантом является посыпание плитки песком в гололед».

С вопросом о том, может ли дорожная плитка лучше покрываться льдом, чем асфальт, «Газета.Ru» обратилась к замдиректора Института физики атмосферы РАН Александру Гинзбургу. Он ответственно заявил: разницы нет.

«Сейчас я нахожусь на Ордынке: каждый день я хожу по новой плитке и хочу заверить вас в том, что корка на ней абсолютно такая же, как на асфальте, ни лучше ни хуже. Как житель Москвы, я разницы не вижу.

Как ученый, я не могу назвать технических, метеорологических или физических свойств, которые делали бы корку на плитке принципиально отличающейся от той, что образуется на асфальте, — заверил «Газету.Ru» Гинзбург.

— Переход через ноль градусов — то время, когда вода то замерзает, то тает, это традиционно самое сложное время для коммунальных служб независимо от того, чем покрыта дорога: асфальтом, плиткой или, не дай бог, деревянным настилом».

Эксперт напомнил, что плитка в Москве была давно, но никто не винил ее в повышенном обледенении. «Говорить, что все беды от плитки, — это любимое занятие москвичей. Но на самом деле она была в Москве в течение многих лет и десятилетий, просто ее было не так много. Пока это не стало массовым явлением, никто не говорил, что плитка — это лед, что это страшно для каблуков и так далее. Любые нововведения и изменения всегда привлекают внимание, и неизменно всплывают негативные стороны», — добавляет Александр Гинзбург. Ранее он говорил «Интерфаксу», что к обсуждению вопроса замены плитки не была вовремя привлечена общественность.

«В частности, из-за этого властями не была услышана идея о том, что класть плитку лучше было не вдоль, а поперек тротуаров. Это позволило бы уменьшить скольжение», — отмечал эксперт.

В мэрии Москвы не признают, что плитка стала причиной гололеда. «Плитка сама по себе не скользит. Причина одна: тяжелые погодные условия, в зоне которых находится столичный регион. Это температура, дождь и ветер», — отрезал пресс-секретарь заместителя столичного мэра по вопросам ЖКХ Игорь Пергаменщик.

Владимир Соколов, председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов», ругает плитку, но добавляет, что тут медленно сработали коммунальщики. «Плитка на пешеходных улицах действительно оказалась наиболее проблемной и не выдержала подобной погоды. Но когда со стороны земли идет охлаждение, а со стороны атмосферы — нагрев, ледяная корка образуется на любой поверхности, это неизбежно. Мы считаем, что в большей степени на ситуацию повлияла погода. Хотя я лично не увидел большой активности коммунальщиков — например, на пешеходных улицах снег не вывозили, а просто складывали в большие кучи, из-за чего невозможно было подойти с тротуара на пешеходный переход», — рассказал он «Газете.Ru».

Соколов добавил, что с точки зрения экономики держать штат в 40 тыс. человек неразумно: в декабре снега не было, а оплачивать простой коммунальных рабочих — это слишком дорогое удовольствие. Единственный вариант — это автоматизированная уборка, но здесь возникает проблема с водителями, которые по закону не могут работать больше восьми часов в сутки. «Сейчас все ресурсы уже задействованы. Без сомнения, надо посыпать дороги специальным покрытием, чтобы растопить эту ледяную кашу. По идее, это надо было делать интенсивнее и, главное, заранее», — считает глава Союза пешеходов.

Вместе с тем собеседник обратил внимание на другую проблему, связанную с неожиданным потеплением, — потоки воды, образовавшиеся на московских улицах: «Если бы сливы не справились, то в центре города образовался бы великий потоп». К счастью, по словам Соколова, этого удалось избежать.

«Газета.Ru» призывает читателей быть аккуратными на улицах и не быть, как этот котик...

сегодня в городе М

Опубликовано Sergey Kozlenko 28 января 2016 г.

...или этот пингвин.

сегодняшнее утро в Москве

Опубликовано Kristina Bogacheva 28 января 2016 г.

Будьте позитивны, как Снежана.

Извлекайте позитив!!! #гололед

Видео опубликовано Snezhana (@snezhano4ka)