Переходы застряли в ремонте

Когда закончится ремонт подземных переходов метро

Анна Семенова 26.01.2016, 18:22
Артем Сизов/«Газета.Ru»

До конца этой недели должны открыться переходы и вестибюли 31 станции метро, хотя сдать их в эксплуатацию планировалось еще в прошлом году. По некоторым данным, неустойка за просрочку выполнения работ превысила 360 млн руб. «Газета.Ru» выяснила, почему «переходный период» так затянулся и когда уже все подземелья приведут в порядок.

Масштабная программа по обновлению переходов стартовала в прошлом году. Металлические ограждения и армированная ткань покрыли стены 96 переходов, из которых к сдаче готовы пока только 26. Еще пять будут готовы к концу января, остальные доделают в первом квартале 2016 года.

В темпе «в день по кирпичу»

После завершения работ в переходах должны быть отремонтированы стены, полы, потолки, заменены коммуникации. Обновлены должны быть лестницы: над ними установят навесы, а в сами ступени вмонтируют систему подогрева, чтобы не образовывался лед. Кроме того, идет замена светильников, установка новых элементов навигации и рекламы.

Проект вызвал массовое недовольство у пассажиров. Вместо привычных киосков

глаз упирался в металлические щиты, на которые даже не удосужились повесить указатели. Раньше пешеход мог ориентироваться по палаткам

и знал, что ему, допустим, нужен выход сразу после киоска с колготками. Теперь же многие оказались дезориентированы, особенно в таких сложных переходах, как, например, на «Китай-городе».

Способ реновации также порой вызвал вопросы. Так, широкий резонанс прошлым летом вызвал ремонт переходов метро «Пражская», которая была построена в честь советско-чехословацкой дружбы. Облицовочные материалы станции были идентичны тем, что использовались в пражском метро (в том числе на станции «Московская», которая потом была переименована в «Андел»). В итоге алюминиевые потолки в переходах были демонтированы, а охристо-бежевые плитки заменены на безликие серо-бело-черные панели. «Такой цвет резко контрастирует и принципиально не сочетается с латунными колоннами и скульптурой Влтавы, размещенными в переходах», — писали тогда авторы петиции, просившие применить к «Пражской» особый подход и сменить хотя бы цветовую гамму.

Но все же основные претензии к программе ремонта были связаны с затянувшимися сроками работ. До конца года удалось завершить ремонтные работы и сдать в эксплуатацию подуличные переходы лишь на 30 станциях. По остальным сроки были перенесены на второй квартал 2016 года. После того как получится отремонтировать переходы 96 станций, начнется второй этап, который должен завершиться до конца года. В него войдут станции, до которых руки не дошли сразу, например переходы у метро «Аэропорт».

«Переход на «Севастопольской» перегородили давно, но рабочих первое время не было видно и слышно, — говорит москвичка Виктория. — Потом работы начались, но в темпе «в день по кирпичу».

Уже и не вспомнишь, когда переход выглядел нормально».

На большинстве станций реконструкция переходов продолжается. Так, на «Тульской» единственное изменение, которое видно с начала ремонта, в том, что поменяли местами ограждения. На освобожденной от синей ткани стороне существенных подвижек не видно: бетонные лестницы и деревянные настилы, на которых зимой образовалось болотце из растаявшего снега. Метрополитен в качестве примера также приводит переходы у станций «Чкаловская», «Люблино» и «Марьино», которые «находятся в низкой степени готовности».

Опоздание и наказание

Неустойка за просрочку выполнения работ превысила 360 млн руб., утверждает юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь. По ее словам, ни один из шести контрактов на ремонт вестибюлей, заключенных в 2015 году, так и не выполнен. Контракты на сумму 3,9 млрд руб. были заключены в июне 2015 года, при этом документация была составлена таким образом, что вела к неправомерному ограничению конкуренции, добавляет юрист.

«В составе документации отсутствовала проектно-сметная документация для ведения строительных работ. Получается, что независимые и не имеющие инсайдов компании попросту не могли принять участие в аукционе и предложить свою цену выполнения работ. Также

был установлен заранее нереальный срок выполнения работ — не позднее 100 дней с момента подписания контракта,

— пишет Соболь. — В итоге все шесть контрактов были получены без реальной конкуренции малоизвестными компаниями, работавшими раньше на подрядах РЖД. Заявки других компаний отклонялись как раз из-за тех дискриминационных условий, позже признанных ФАС России незаконными».

Сроки окончания работ по всем шести контрактам истекли еще 3 сентября, продолжает она, но к этой дате ни одни контракт так и не был полностью исполнен. При этом Московский метрополитен не предъявил требования об уплате неустойки к компаниям-нарушителям, добавила Соболь.

«Спустя полтора месяца после наступления сроков сдачи всех работ метрополитен заключил дополнительные соглашения (15 и 23 октября) о продлении сроков выполнения работ по всем шести контрактам. Сами сроки работ при этом были продлены по всем контрактам до 21 ноября 2015 года», — отмечает Соболь. По ее словам, другие компании были вынуждены сняться с аукциона из-за нереальных сроков выполнения работ, а пришедшим подрядчикам все нарушения простили.

Соболь отправила заявления в прокуратуру и правовое управление мэрии Москвы с требованием разобраться в ситуации, взыскать неустойку с компаний-подрядчиков и вообще проверить ход выполнения работ.

В свою очередь, в пресс-службе метрополитена назвали «информацию о просрочке и сумме неустойки не соответствующей действительности». Задержка сроков по ряду переходов была вызвана объективными причинами. Во-первых,

на большинстве станций начало ремонта пришлось отложить в связи с судебными разбирательствами.

Арендаторы торговых киосков, расположенных в переходах, оспаривали расторжение договоров, за прошлый год состоялось около 40 судов по этому поводу. В результате подрядчики приступили к ремонту с трех-, а то и четырехмесячной задержкой.

Во-вторых, подуличные переходы не ремонтировались с момента начала эксплуатации станций. «Строителями было выявлено ненадлежащее состояние ряда подуличных переходов. Потребовалось проведение дополнительных работ, разработка проектно-сметной документации, что привело к увеличению сроков выполнения работ на некоторых станциях, — объясняют в пресс-службе метрополитена. —

Например, на таких станциях, как «Южная», «Варшавская», «Новогиреево», «Юго-Западная», где предполагалось проведение только косметической отделки, были обнаружены дефекты несущих конструкций».

Под гранитными ступенями на некоторых станциях оказались прогнившие трубы, а состояние бетона было таковым, что делало несущие конструкции аварийными.

Однако существует группа станций, изменение сроков сдачи которых произошло по вине подрядчика. Это, в частности, вышеупомянутые «Чкаловская», «Люблино» и «Марьино». За это подрядчики (в данном случае ООО «Турбомаш») будут оштрафованы в размере 0,1% от цены контракта за каждый день просрочки. Если подрядчик откажется платить штраф и заканчивать работы, то на него подадут в суд. Недобросовестные подрядчики, попавшие в специальный реестр, лишатся права работать с метрополитеном.

Торговый недобор

Одной из основных причин, почему переходы решено было взять и перекопать, — потребность в организации нового формата торговли. По задумке московских властей в переходах вместо киосков с нижним бельем должны появиться мини-магазины и «автоматизированные зоны самообслуживания, включающие банкоматы, современные почтоматы для доставки товаров, терминалы для оплаты мобильной связи и коммунальных платежей, киоски-роботы с напитками, цветочные магазины и аппараты с прессой».

Впрочем, эксперты скептически отнеслись к засилью вендинговых аппаратов. «У нас другой менталитет,

Москва не Токио. Вендинговые автоматы нам нужны, но не в таких количествах»,

— пояснил председатель комитета по вопросам развития оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг Московской торгово-промышленной палаты Михаил Мандалян.

Согласно недавно принятому постановлению правительства Москвы, каждый пятый киоск в переходе должен торговать едой. «Такие товары — самая востребованная категория, и их наличие важно для пассажиров», — отметили в метрополитене. Этим же документом увеличено число театральных касс под землей.

Перспективы, ждущие предпринимателей, были намечены несколько лет назад, но павильоны нового образца открылись пока только в ограниченном числе переходов, например в «Новокосино». А, скажем, в переходе от станций «Пушкинская» и «Тверская» пока самым заметным нововведением стали вендинговые аппараты.

На одной половине перехода установлены готовые, но пустующие новые киоски, а на второй продолжают работать старые павильоны.

Киоски в переходе станции «Аэропорт» пестрят объявлениями, что они «работают до конца месяца», и сулят в связи с этим небывалые скидки. До конца какого именно месяца — не уточняется, но таблички висят как минимум с ноября.

Такой разброд объясняется тем, что разные части переходов числятся за разными ведомствами. Переходы, находящиеся на балансе ГБУ «Гормост» (иногда они «совмещены» с переходами метро), начали обновляться раньше, поэтому там уже стали появляться новые киоски. По киоскам, принадлежащим Московскому метрополитену, схема размещения торговых павильонов подготовлена и проходит согласование. По словам Мандаляна,

торговых мест в переходах станет на 10–20% меньше, чем раньше.

Параллельно до конца января должны быть проведены аукционы среди предпринимателей на право торговли. Только после этого, как уточнили в пресс-службе метрополитена, начнется, собственно, строительство павильонов. «Планируется, что торговые павильоны будут доступны для пассажиров в подуличных переходах 45 станций в апреле 2016 года», — уточнили в подземке.

Предприниматели не против системы, когда город сам строит павильоны и сдает им эти места в аренду, поясняет Мандалян. Но они опасаются, что на аукцион придет исключительно крупный бизнес и малым предпринимателям не дадут шанса снять киоск.

Основные претензии у бизнес-сообщества — к размеру аренды, которая повышалась до этого ежегодно.

Кроме того, если раньше предприниматель платил за «адрес» перехода, то теперь стартовая цена на аукционе будет высчитываться исходя из среднемесячного пассажиропотока, а не расположения этого перехода на карте.

По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова, в Москве уже снесено 860 торговых объектов в подземных переходах, из-за чего более трех тысяч человек лишились постоянной работы, а бюджет города недополучает около 216 млн руб. в квартал. В связи с этим договоры с бизнесменами, чьи киоски еще не снесли, были продлены до 1 апреля 2016 года.