Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Глотнули пива перед крушением

Расшифрованы скандальные фрагменты переговоров в самолете Качиньского

Иван Комаров 07.04.2015, 20:03
Обломки самолета Ту-154, упавшего в районе Смоленска Максим Шеметов/ТАСС
Обломки самолета Ту-154, упавшего в районе Смоленска

В кабине пилотов самолета Ту-154 польского президента Леха Качиньского, потерпевшего крушение под Смоленском в апреле 2010 года, находился главком ВВС страны, который, предположительно, оказывал давление на экипаж. Кроме того, за полчаса до трагедии стюардесса предложила неизвестному в кабине пилотов пива, а тот не смог отказаться.

Летчиков польского правительственного самолета Ту-154, потерпевшего крушение под Смоленском 10 апреля 2010 года, против их воли заставляли посадить самолет. Также, по данным новых расшифровок «черных ящиков», которые приводит радиостанция RMF FM, в кабине пилотов воздушного судна постоянно находился посторонний, предположительно, главнокомандующий ВВС Польши Анджей Бласик.

В сообщении говорится, что экспертам удалось расшифровать на 30% больше разговоров, чем в результате предыдущих экспертиз.

По данным радиостанции, посторонние постоянно успокаивали пилотов, а за полчаса до катастрофы стюардесса предложила неизвестному в кабине пилота пиво.

Исследователи записи считают, что Бласик сказал следующую фразу: «Это факт, мы должны это сделать, до конца». Чуть позже, на высоте 300 метров над землей, он произнес: «Поместишься. Легко». Сам пилот за 15 минут до крушения борта предлагал уйти на запасной аэродром «Минск или Витебск» и предлагал вернуться в салон неустановленному третьему лицу.

«В течение 20 минут перед катастрофой магнитофон зарегистрировал целых семь попыток усмирения и тишины. От обычного «Тсссс», «Тихо там», «Выйти отсюда!» до «..., перестаньте, пожалуйста» меньше чем за 2,5 минуты до катастрофы», — говорится в материале RMF FM.

Официальный представитель Главной военной прокуратуры Польши Марчин Максян подтвердил подлинность расшифровки, которую приводит радиостанция, однако отметил, что она не во всем точная.

«Этот материал, хотя включает в некоторых частях заявления и цитаты из стенограммы, которую выполнили эксперты, но также содержит ряд неточностей как по сути озвученных фраз, идентификации говорящих, так и в некоторых случаях дополняется комментарием, который не является интерпретацией событий экспертами», — говорит Максян. По его словам, ведомство возбудило уголовное дело по факту распространения соответствующих записей: «Фундаментальным правилом является необнародование разговоров в кабине пилотов. Тем более недопустимо выдавать результаты работы экспертов, которые не были признаны однозначно как четкий и полный материал».

Напомним, что в результате авиакатастрофы Ту-154 10 апреля 2010 года погибли 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа.

Среди погибших были президент Польши, его супруга и часть руководства страны. Делегация направлялась в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях.

В конце июля 2011 года Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.