Без отрыва от станка

Российские регионы протестируют новый подход к профессиональному образованию

Ксения Быстрицкая 15.02.2014, 14:41
Российские регионы протестируют новый подход к профессиональному образованию ИТАР-ТАСС
Российские регионы протестируют новый подход к профессиональному образованию

О недостатке квалифицированных рабочих кадров в российской промышленности говорится уже давно, существующая система профобразования с проблемой не справляется. Решить ее надеются с помощью дуального образования — новой модели, в которой сочетаются теоретическая подготовка и практика на рабочем месте. С февраля к разработке пилотных проектов по развитию дуального образования приступили сразу несколько российских регионов.

Проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров остается актуальной для российской промышленности. По результатам опроса 169 предприятий из 55 регионов России, проведенного Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН в конце 2012 года, более 88% опрошенных заявили, что на их предприятии не хватает квалифицированных рабочих. Эксперты в качестве одной из причин сложившейся ситуации называют значительный разрыв между знаниями, навыками выпускников средних специальных учебных заведений (ссузов) и потребностями рынка труда.

«Общепризнанная проблема — это несоответствие объемов, профилей, направлений подготовки реальным потребностям рынка труда, — сообщил «Газете.Ru» президент Союза директоров ссузов Виктор Демин. — Рынок труда меняется быстрее, чем перестраивается система профобразования. Чтобы перестроить учебное заведение на новые специальности, нужен кадровый потенциал, материально-техническая база. Одному учебному заведению даже с поддержкой государства решить эту проблему невозможно, поэтому здесь нужна активная социальная политика бизнеса».

В конце прошлого года Агентство стратегических инициатив (АСИ) объявило о начале конкурса по отбору регионов — участников программы по развитию дуального образования. С помощью этой программы АСИ рассчитывает адаптировать учебные программы к требованиям рынка и сделать российский бизнес социально активным.

Всего в конкурсе приняли участие 23 региона. Среди критериев отбора победителей были наличие в регионе компаний, ориентированных на высокотехнологичные отрасли промышленности, благоприятные условия для привлечения инвестиций бизнеса в подготовку кадров, количество создаваемых рабочих мест и образовательных организаций, участвующих в проекте, а также доля внебюджетных средств, привлеченных в реализацию проекта.

Победителями стали Калужская, Ульяновская и Ярославская области, а также Пермский и Красноярский края. В течение полугода регионы-победители должны подготовиться к реализации пилотных проектов профессионального образования по новой модели. Для этого победители получат административную и методическую помощь АСИ, Минобрнауки, Минпромторга и Минтруда России, а также консультационную помощь Всемирного банка и поддержку Российско-Германской внешнеторговой палаты.

Учащиеся по системе дуального образования несколько дней в неделю проводят на лекциях в аудиториях, а в остальное время оттачивают практические навыки непосредственно на будущем месте работы. Эта модель полностью ориентирована на производство и предполагает совместное финансирование коммерческими предприятиями и региональными властями.

В Германии, которая считается родиной этой модели, около 80% финансирования профессионального образования происходит за счет бизнеса.

В России есть несколько регионов, которые уже попробовали реализовать модель дуального образования. К примеру, в Свердловской области в подобной программе участвует Первоуральский новотрубный завод, который первоначально вложил в нее 1 млрд руб., а теперь программа финансируется региональными властями и предприятием поровну по 60 млн руб. в год. В программах дуального образования участвуют еще несколько крупных предприятий региона.

Одним из регионов-первопроходцев стала Калужская область. В частности, Калужский колледж информационных технологий и управления готовит специалистов вместе с немецкой компанией Volkswagen с 2010 года. Первые два года ученики изучают общеобразовательные дисциплины, в следующие два года теоретическая подготовка комбинируется с практикой на автозаводе. Среди направлений подготовки — автомеханика, малярное дело, логистика и др. Контроль знаний осуществляется педагогами вуза вместе с работодателем. Условием участия в программе является то, что ученик после окончания обучения должен отработать три года на предприятии Volkswagen. Калужская область продолжит использование модели дуального образования.

«Сейчас перед нами стоит задача сделать дуальную форму обучения массовой, привлечь к ней более традиционные предприятия, сделать это стандартной практикой для профессий инженерного плана, — сказал «Газете.Ru» заместитель министра образования Калужской области Владимир Доможир. —

Мы готовы делиться своим опытом с другими регионами, которые участвовали в конкурсе».

Один из победителей конкурса — Пермский край — начал готовить почву для тестирования системы дуального обучения еще несколько лет назад. В 2012 году по инициативе Пермской торгово-промышленной палаты в регионе был запущен проект «Рабочие кадры под ключ», в рамках которого работодатели составляют запрос с указанием количества и специальности требуемых работников, а палата обрабатывает заказ и помогает найти учебные заведения, которые могут его выполнить. На данный момент в программу включились 55 образовательных организаций, заказ на подготовку 6 тыс. специалистов сделали 206 предприятий. Три из числа этих предприятий будут участвовать в региональной программе развития дуальной модели профессионального образования.

«В нашем регионе реализация пилотного проекта по развитию дуального образования рассчитана на 2,5 года, — рассказал «Газете.Ru» президент Пермской ТПП Марат Биматов. — В результате мы должны изменить подход к образовательному процессу и сделать обучение эффективным. В соответствии с новой дуальной моделью мы подготовим 97 специалистов по самым востребованным у промышленности Прикамья направлениям подготовки — станочников, сварщиков, слесарей и технологов машиностроения. Кроме того, в ближайшие три года в регионе должны появиться семь многофункциональных центров прикладных квалификаций для обучения рабочих кадров. Региональный бюджет готов выделить на создание центров около 50 млн руб., еще 28,5 млн привлечено из федерального бюджета».

Развитие дуального образования в России может столкнуться с серьезными препятствиями в виде слабой системы профориентации и низкой популярности рабочих профессий. Кроме того, для финансирования программ дуального образования бизнесу необходимо идти на большие расходы, которые могут себе позволить даже не все крупные предприятия, не говоря уже о представителях среднего бизнеса.

«Предприятия, инвестирующие в подготовку и повышение квалификации кадров, нуждаются в государственной поддержке, послаблении в выплате налогов, сборов», — полагает Виктор Демин.

Директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков отмечает, что агентство уже несколько лет ведет переговоры с Минэкономразвития и Минфином о налоговых льготах и прочих мерах поддержки для предприятий, участвующих в программах дуального образования, но министерства пока не выражают готовности оказывать такую поддержку.

Осенью регионы — победители конкурса начнут набор и обучение специалистов по подготовленным в рамках пилотных проектов образовательным программам. В течение следующих двух лет будет проводиться мониторинг обучения. Если опыт окажется удачным, программы дуального обучения могут распространить и в других регионах.