— В последнее время ведется много разговоров о том, что российские учебные заведения, начиная от начального профессионального образования и заканчивая высшим, год за годом выпускают огромное количество никому не нужных специалистов. Эксперты говорят, что нужно полностью менять систему профессиональных и образовательных стандартов. Министерство предпринимает какие-то действия в этом направлении?
— Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо определиться, что такое профессиональные стандарты и образовательные стандарты профессионального образования. В обывательской среде их часто путают. На самом деле первые относятся к сфере труда, в то время как вторые являются документами в сфере профессионального образования, которые разрабатывает Минобрнауки.
— Но все-таки в конечном итоге они должны быть взаимосвязаны. Происходит ли это на деле?
— Еще в начале 2000-х годов руководство страны отметило слабую связь действующих стандартов профессионального образования с рынком труда. Поэтому комплексный план реализации приоритетных направленный развития образования содержит пункт, обязывающий Минобрнауки России разработать новые государственные образовательные стандарты профессионального образования в тесном взаимодействии с работодателями.
Главная задача — получить на выходе из учебного заведения таких специалистов, которые будут востребованы рынком труда. Поэтому, конечно же, образовательные стандарты должны базироваться на основе профессиональных стандартов.
— Кто будет разрабатывать профессиональные стандарты?
— Процессом разработки профессиональных стандартов должны заниматься сами работодатели и их межотраслевые объединения (Российский союз промышленников и предпринимателей, «Деловая Россия» и т. д.), а сам вопрос курирует Минздравсоцразвития России. Однако главная проблема состоит в том, что большинство работодателей понимают, какими компетенциями должен обладать приходящий к ним специалист, но не знают, как сформулировать свои требования в профессиональном стандарте. Поэтому приходится констатировать, что поставленная в свое время задача по формированию профессиональных стандартов до 2008 года не была выполнена в срок.
В то же время, нельзя не заметить, что в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону. Так, разработаны профессиональные стандарты в области IT-технологий, туристической индустрии и ряде других отраслей.
— Почему при разработке образовательных стандартов нельзя просто воспользоваться существующими квалификационными характеристиками?
— Тарифно-квалификационные характеристики, составленные в конце 90-х годов и служившие основой для разработки действующих государственных образовательных стандартов профессионального образования, сильно устарели и не могут использоваться при разработке новых стандартов профессионального образования. С квалификационными характеристиками сейчас происходит большая неразбериха: отечественный книжный рынок наводнен брошюрами, которые содержат должностные инструкции в различных областях деятельности, составленные не официальными государственными органами, а частными авторами.
— Не так давно президент России Дмитрий Медведев заявил, что в скором времени должна появиться так называемая карта квалификаций, то есть единая система профессиональных стандартов. В какой стадии находится работа над этой системой?
— Данный вопрос находится вне компетенции Минобрнауки России. Дело в том, что основным исполнителем, ответственным за разработку профессиональных стандартов, является Минздравсоцразвития как правопреемник бывшего Минтруда. Министерство образования и науки совместно с Федеральным институтом развития образования лишь оказывает необходимое содействие в методическом и нормативном продвижении этого вопроса.
— Существуют ли направления, особенно важные для российской экономики, по которым профессиональные стандарты будут сформированы в первую очередь?
— Вопрос об очередности формирования профессиональных стандартов также находится вне компетенции Минобрнауки России. Но, если говорить о приоритетах развития российской экономики и связанных с ними векторах развития образования, небезынтересным представляется анализ формирования бюджетных мест при приеме в вузы. Учитывая дисбаланс между потребностями экономики в юристах, экономистах и педагогах и объемами их подготовки, Минобрнауки России уже несколько лет снижает контрольные цифры приема по ряду укрупненных групп специальностей и направлений подготовки. Среди них «Гуманитарные науки», «Образование и педагогика», «Экономика и управление», по которым сокращение цифр приема в 2011 году составит от девяти до восемнадцати процентов.
При этом с 2004-го по 2011 год растут контрольные цифры приема на такие укрупненные группы специальностей и направлений подготовки, как «Информационная безопасность», «Геодезия и землеустройство», «Морская техника», «Автоматика и управление», «Информатика и вычислительная техника».
— Повлияет ли новая система профессиональных стандартов на последующее трудоустройство студентов?
— Разумеется, повлияет. Хотя профессиональные стандарты призваны главным образом обеспечить эффективное управление персоналом и качеством труда, базирующиеся на их основе образовательные стандарты позволяют «развернуть» образовательные учреждения «лицом» к работодателям и повысить качество профессионального образования. Развитие системы профессиональных стандартов неминуемо приведет к расширению практикоориентированного подхода в вузах и ссузах. Уже сегодня во многих образовательных учреждениях студенты не просто вырабатывают практические навыки, а выполняют реальные задания, которые ставят перед ними соответствующие отрасли экономики. По сути, уже на старших курсах у обучающихся появляется возможность «наладить мосты» со своими будущими работодателями.
— Нет ли опасности, что, пока профессиональные стандарты и образовательные профессиональные стандарты будут окончательно доработаны и согласованы, они уже снова устареют?
— Мы понимаем, что в современном обществе обновление знаний происходит очень быстро и никакие стандарты нельзя рассматривать как нечто застывшее. Поэтому нет никаких сомнений в том, что в образовательные стандарты и впредь будут вноситься изменения и дополнения — вплоть до их пересмотра. Очевидно, профессиональные стандарты также будут постоянно обновляться и уточняться с учетом потребностей российской экономики.