Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«В целом ощущение дежа-вю»

Вопросы образования в послании президента к Федеральному собранию

Послание Дмитрия Медведева Федеральному собранию в вопросах, касающихся образования, сторонние наблюдатели называют слишком похожим на прошлогоднее. Правда, президент выдвинул несколько новых инициатив, которые должны реализоваться в 2010 году: финансовую свободу школ, приравнивание частных и государственных школ, а также сокращение педагогических вузов.

Отмеченные Дмитрием Медведевым в послании Федеральному собранию в 2009 году проблемы в области образования снова, как и год назад, коснулись только школы. «Школьное обучение должно способствовать личностному росту», — так начиналась часть послания, посвященная образованию. Помимо пунктов программы развития образования, которые традиционно обсуждаются главой государства на встречах с чиновниками — строительство и модернизация школ, здоровье школьников – Медведев назвал новые инициативы и направления, которые планируется реализовать к 2010 году.

Среди них – «расширение самостоятельности школ». «Причем как по линии индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств», — сказал президент.

С 2010 года, по словам Медведева, самостоятельность получат школы-победительницы национального проекта «Образование» и школы, преобразованные в автономные учреждения. Такие учебные заведения взамен финансовой свободы должны будут предоставить общественности открытую информацию о том, как тратят деньги и ведут работу. Как считает заместитель председателя комитета общественной организации «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг» Виктор Панин, ключевым моментом является именно «максимальная открытость школ в вопросе распределения средств».

«Если это требование президента будет реализовано, механизмы открыты, то все пойдет нормально. Если же нет и вопросы о деньгах будут по-прежнему кулуарны, то все может превратиться в растраты и воровство», — считает эксперт.

Заместитель главного редактора профессиональной газеты «Первое сентября» Сергей Лебедев пояснил, что школа, превратившаяся в автономное учреждение, может самостоятельно зарабатывать деньги – например, организовывать различные курсы, в том числе и по соцзаказу учредителя-муниципалитета. Проблема в том, что требования для школ, пожелавших получить новый статус, до сих пор четко не прописаны, и не у всех школ, желающих стать автономными учреждениями, получается в итоге это сделать. Послабления в финансовых проверок для ряда школ эксперт считает бессмысленными. Школьные растраты, по словам Лебедева, «слишком зарегламентированы» и большинство общеобразовательных учреждений просто не может от них отступиться. «Например, в указе президента об оценки работы губернатора сказано, что образование необходимо оценивать по количеству учеников в классе и количеству учеников на учителя. То есть по принципу «чем больше, тем лучше». В такой ситуации необходимо увеличивать или обеспечивать стабильную зарплату учителям, и руководству школ ничего больше не остается, как отказываться от уборщиц или работников столовых», — поясняет эксперт. А генеральный директор общественной организации «Союз директоров средних специальных учебных заведений России» Ростислав Тихонов опасается, что финансовые послабления для ряда школ могут привести к тому, что среди общеобразовательных учебных заведений «выделятся элитарные». «Школа по определению бюджетное заведение. Надо обеспечивать ей равные возможности. Чтобы абсолютно во всех школах были интернет, новейшие компьютеры, ремонт», — добавил Тихонов.

У инициативы президента приравнять законодательно государственные и частные школы есть и сторонники, и противники.

Как отметил Лебедев, разговоры об этом ведутся давно, в том числе и среди образовательных экономистов. «Как я понимаю, речь здесь, прежде всего, идет о том, чтобы дать частным школам доступ к бюджетным деньгам», — отметил эксперт. После того, как частные школы лишили налоговых льгот, их число, по словам Лебедева, сильно сократилось. И сейчас по стране открыто не более тысячи подобных учебных заведений. «Уцелели те, которые живут за счет родительских средств, не думаю, что люди готовы отдавать деньги за плохое образование», — сказал Лебедев. С ним согласен и Панин, который отметил, что «любое образовательное учреждение должно добиваться финансирования: «Если руководитель частной школы смог поднять ее, добиться результата, то почему бы не дать ему денег. Тут я поддерживаю президента». Тихонов же считает, что при уравнивании государственной и частной школы, условия лицензирования последней должны быть «очень жесткими». По мнению эксперта, сейчас лицензии таким школам выдаются больше по «бытовым условиям (наличие бассейна, ремонта, книжек в библиотеке и т.д.), упуская при этом «содержательную сторону», то есть непосредственно образование.

В том, что президент заявил, что ЕГЭ «должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования», Панин видит принципиальное изменение позиции президента, который признал, что возможны другие способы проверки знаний.

Правда, эксперт отмечает, что пока рано предполагать, что аттестация может проходить в другой форме. Так, не исключено, что проверять качество знаний другим способом будут во время учебы в школе: в послании президент говорил об «обязательном мониторинге» знаний ученика, позволяющим дать ему «комплексную оценку».

Из проблем высшей школы президент выделил только педагогическое образование.

Эксперты отмечают, что Медведев в послании заявил сенсационную меру – преобразовать педагогические вузы в базовые центры подготовки учителей (то есть подготовить к работе учителя другого специалиста) или в факультеты «классических университетов».

По словам Лебедева, возможно, такая радикальная мера вызвана результатами кампании ЕГЭ-2010, в конце которой оказалось, что практически все педагогические вузы недобрали студентов. Но такая радикальная позиция президента по отношению к педагогическим институтам, опасается Тихонов, может привести к сокращению молодых учителей. «Их много, они не находят работы, но не из-за того, что в школах переизбыток учителей. Просто условия работы не позволяют быть уважаемым членом общества. Финансовая ситуация учителей до сих пор не решена и профессия не популярна», — отмечает он. Другие эксперты боятся, что сокращение педагогических вузов скажется на качестве профессии: «Может потерять специфику педагогическая составляющая. Тут очень важный нюанс, он может быть учителем, но разговаривать с детьми не умеет. Ситуация требует очень серьезного обсуждения».

В целом же эксперты отмечают, что послание президента к Федеральному собранию 2009 года в части образования слишком похоже на послание-2008. «Очень много повторов и в целом ощущение дежавю», — признается Панин.

«Вопросов осталось больше, чем ответов. Ответов я вообще не услышал. Тема вузов и учреждений начального и среднего специального образования вообще не затронута, хотя сейчас она крайне важна.», — резюмировал впечатление от послания президента зампред комитета общественной организации «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг». Год назад президент также говорил о модернизации школы, о необходимости беречь здоровье учеников, другими словами убеждал, что школа должна «стать центром творчества и информации». На этот раз Медведев помимо вышеперечисленных пунктов отметил, что физкультуры в школах станет больше: «не менее трех часов в неделю и обязательно с учетом индивидуальных особенностей детей». «Вообще все нужно делать с учетом индивидуальных особенностей детей и современных знаний о ребенке», — добавил он. Кроме того, президент упомянул необходимость развития дистанционного образования и доступа к образованию детей-инвалидов. И, как и в предыдущем послании, Медведев снова заявил, что программа «Наша новая школа», состоящая из пяти пунктов, станет одной из главных и в 2010 году.

Новости и материалы
Группа «Пикник» подняла цены на выступление после теракта в «Крокусе»
В минобороны Польши высказались о размещении ядерного оружия в стране
Посол Франции вернулась в Баку
В Кремле состоялась тренировка Президентского полка перед церемонией инаугурации
Американец разбил суперкар McLaren об стену, пытаясь похвастаться на камеру
Похолодание и заморозки прогнозируются в Москве до конца недели
Кабмин назвал сроки запуска нового порядка организации целевого обучения в РФ
Россия по-прежнему привержена мораторию на проведение ядерных испытаний
Подростки избили краснодарца из-за замечания о мопедах и стали фигурантами дела
Пик паводка на реке Тобол в Тюменской области сдвинулся
«Побеждать, а не участвовать»: Тарасова о поездке россиян на Олимпиаду
Машина с двумя детьми ушла под воду в Нижегородской области
«Совкомфлот» дал патриотические названия танкерам, попавшим под санкции США
Малогабаритное жилье начало дешеветь в России
Неопытная водительница устроила массовое ДТП, пострадали двое детей
75-летний москвич перевел 1,5 млн рублей фейковым мэру Москвы и генералу ФСБ
Стали известны подробности о состоянии полицейских, подвергшихся нападению в КЧР
Макрон нашел способ повлиять на Путина в вопросе Украины
Все новости