В четверг днем в иранской провинции Казвин обнаружили третий бортовой самописец Ту-154М авиакомпании Caspian Airlines, разбившегося накануне. На борту самолета, по официальным данным, находились 168 человек (153 пассажира, среди которых двое малолетних детей, и 15 членов экипажа). «Черный ящик» нашелся в четырех километрах от места падения лайнера, передает агентство Mehr со ссылкой на представителей иранских властей. О состоянии самописца пока ничего не сообщается. Известно, что найденные ранее «черные ящики» (в Ту-154М два параметрических самописца и один голосовой) сильно повреждены.
Кризисная группа министерства транспорта Ирана, занимающаяся расследованием обстоятельств катастрофы, уже заявила, что в случае проблем с расшифровкой данных о полете обратится к представителям страны производителя — то есть к России. В Межгосударственном авиационном комитете (МАК), штаб-квартира которого находится в Москве, еще в среду заявили, что российские специалисты вылетают в Иран.
Пока единственной обнародованной версией падения, которая основана на рассказах свидетелей катастрофы, является пожар в одном из двигателей Ту-154.
Эксперты «Газеты.Ru» отмечают, что пожар, если он и возник в двигателе, мог быть не причиной какой-то поломки в самолете, а ее следствием. «Когда самолет уже падает, там может быть что угодно: выброс пламени, хлопок, похожий на взрыв, но это не означает, что самолет упал именно из-за пожара», — считает начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Эксперт также сомневается, что Ту-154 начал разваливаться в воздухе, о чем сообщалось в СМИ ранее. «Вероятнее всего, самолет до момента столкновения с землей был цел. Об этом свидетельствует прежде всего площадь разлета обломков — она очень мала», — отмечает Пантелеев. Обломки лайнера, по данным иранских спасателей, находятся в радиусе 200 метров от десятиметровой воронки, которая образовалась на месте падения Ту-154.
«Точно можно быть уверенным лишь в том, что самолет взорвался. Произошло это от удара о землю, который был огромной силы. Ведь Ту-154 пролетел всего 16 минут, и его баки были полны горючего. Горящие двигатели — или даже просто горячие — сработали как фитиль, а сам самолет стал, можно сказать, падающей бомбой», — анализирует случившееся заслуженный летчик СССР, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олег Смирнов.
«Я бы пока воздержался говорить об отказе двигателя, этому нет ни одного объективного свидетельства», — сказал Смирнов «Газете.Ru». Эксперт обратил внимание на то, что экипаж Ту-154 не передал диспетчеру ни одного сообщения о неисправностях на борту. «Это говорит о том, что произошло нечто такое, чего пилоты не ожидали. Или, возможно, они попали в такие условия перед падением, когда физически невозможно было передать какую-то информацию — например, самолет вошел в штопор», — полагает летчик. Он не исключил, что к такой ситуации могла привести ошибка пилота.
Эксперты отмечают, что Ту-154 — особенно сложный в управлении пассажирский самолет.
«Это машина, которая не является проблемной с точки зрения безопасности, но достаточно строгая в управлении. Например, управляя Ту-154, опасно потерять скорость или положить слишком крутой вираж. В таких ситуациях самолет может выйти из-под контроля», — пояснил Пантелеев.
Некоторые специалисты считают, что Ту-154М мог потерпеть катастрофу из-за изношенности. «Он просто очень старый», — заявил «Газете.Ru» бывший глава Центра авиационной безопасности ГосНИИ ГА Герман Никулинский.
Напомним, что Ту-154М с бортовым номером EP-CPG был построен в 1987 году — то есть эксплуатировался уже 22 года. «Еще не до конца ясно, что там именно произошло, но я могу сказать, что любая техническая неисправность не будет сюрпризом: самолет летает больше 20 лет, и, я уверен, плохо обслуживался. Поэтому версия о возгорании в двигателе кажется вполне правдоподобной», — считает Никулинский.
«Для самолета совершенно не важен возраст, если он систематически ремонтируется, регулярно проходит техническое обслуживание. В США, например, средний возраст воздушного флота немногим менее 20 лет, в Европе поменьше», — спорит с ним Пантелеев. Смирнов отметил, что Ту-154М, разбившийся в Иране, «не вышел за рамки ресурса». «Ту-154 имеет календарный срок службы 25 лет (этот срок установлен конструктором) и срок службы по налету — 30 тыс. часов. Насколько мне известно, ни один из этих параметров не был превышен», — сказал Смирнов «Газете.Ru».
Что касается технического обслуживания Ту-154М, как ранее сообщалось, он проходил его на российской базе в Минеральных Водах незадолго до катастрофы. В Минводах находится один из трех авиаремонтных заводов России, где ремонтируют Ту-154. Кроме того, такие самолеты проходят техобслуживание в Самаре и подмосковном Внуково.