С 1 августа в Краснодарском крае действует новый закон, жестко регламентирующий жизнь детей, молодежи и родителей несовершеннолетних жителей региона. Документ называется «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». Согласно которому детям до 7 лет строго запрещено находиться на улице без родителей, подросткам до 14 лет — можно, но лишь до 21.00. Подростку в возрасте до 18 лет краевой закон разрешает находиться на улице до 22.00. И лишь по достижению совершеннолетия житель Краснодарского края получает право находиться на улице без сопровождения родителей в любое время суток.
Ограничением временных рамок краевые законотворцы не ограничились: краснодарцам младше 14 лет запретили участвовать в конкурсах красоты.
Введен запрет на выступление несовершеннолетних в концертах и иных культурных мероприятиях после 22.00. Детям до 16-ти запрещается вход в любые питейные заведения. К нарушителям тех или иных статей закона применяются жесткие санкции. И, судя по всему, краснодарские власти решили не ограничивать себя формальным введением закона. В день вступления документа в силу краснодарская милиция активно взялась за его реализацию. Как сообщил начальник пресс-службы краснодарского УВД Илья Шакалов, за первые три дня действия закона задержаны около 600 подростков. Они доставляются в милицию, где устанавливается их место жительства и оповещаются родители. Согласно закону в первый раз родителей должны штрафовать на 500 рублей, во второй – на 4 тыс. рублей. Но, как рассказал Шакалов «Газете.Ru», «пока родителей не штрафуют, с ними ведутся разъяснительные беседы». «Если же кто-то из них попадется второй раз, тогда и применим санкции», — добавил он.
Жители Краснодарского края восприняли закон неоднозначно.
В частности, один из собеседников «Газеты.Ru», Андрей Холодняков, не понимает, как теперь быть с его 17-летним сыном Дмитрием. Парень уже сейчас сам себе зарабатывает на учебу, в связи с чем работает допоздна. Окончив работу в 22.00, Дмитрий каждый день возвращается из Краснодара в Крымск. Но новый краевой закон теперь это запрещает. «Если сын работает, то какие справки нужно брать? К кому идти? Ничего не пойму, – задается вопросами Холодяков-старший. – С 17-ти лет иногда жениться можно, а ходить до десяти вечера почему-то нельзя».
Директор детского центра «Авис» Ирина Шерстюкова, напротив, поддерживает новый закон. В ее центр обычно привозят беспризорников и тех, кто остался без попечения родителей. «Безнадзорность означает преступность. Правильно государство берет детей под контроль», – считает Шерстюкова. Депутат городской Думы Краснодара Татьяна Гелуненко закон также принимает, но с оговорками. По ее мнению, не совсем верно то, что задержанного ребенка везут в милицию. «Среди задержанных 70% — дети из благополучных семей. Для 10-летнего ребенка привод в милицию означает стресс, – поясняет Гелуненко. – Детей надо вести в квартальный комитет или в местную администрацию. Доставлять его в милицейское отделение негуманно».
Заместитель уполномоченного по правам ребенка Краснодарского края Марина Акопова нарушений детских прав в новом краевом законе не видит, но считает, все же, что выводы делать рано. «С одной стороны, большинство детских преступлений совершается в ночное время. С другой, в сельских районах не хватает милиции для полноценной реализации закона», – поясняет Акопова. А в межрегиональной общественной организации «Матери в защиту прав задержанных, подследственных и осужденных» предлагают взять на вооружение западный опыт. Председатель организации Татьяна Рудакова пояснила, что в США ребенка забирает из дома, а потом привозит с занятий школьный автобус. И ребенка не оставляют, если дома нет кого-либо из взрослых. «Опять наше государство вместо того, чтобы улучшить условия жизни, применяет карательно-репрессивные методы, – считает Рудакова. – Надо работать в семьях, аккуратно разъяснять. А в России не могут ничего другого, кроме как запретить и размазать по стенке».
Подобные, хотя и более мягкие законы в отношении детей и подростков уже существуют в нескольких российских регионах, однако такой масштабной операции по реализации закона в жизни, как в Краснодаре, до сих пор не проводилось.
Комендантский час для подростков введен, в частности, в Москве более двух лет назад — молодым людям до 16 лет запрещено появляться на дискотеках и в интернет-кафе после 23.00. Однако на деле милиционеры если и замечают «нарушителей», то ограничиваются лишь устными предупреждениями. В милицию молодых людей не отводят, домой не провожают.