В среду столичные депутаты одобрили в первом чтении проект изменений в принятый чуть больше года назад (в декабре 2006 года) закон «О правительстве Москвы». Как сообщил представлявший документ полномочный представитель мэра Москвы в Мосгордуме Анатолий Петров, корректировки связаны с необходимостью приведения городского законодательства в соответствие с изменившимся Бюджетным кодексом РФ. В частности, теперь в компетенции столичного правительства будут входить содержание и развитие аэропортов и аэродромов гражданской авиации, поддержка малого и среднего предпринимательства, определение порядка и размеров отчислений части прибыли государственных унитарных предприятий.
Кроме того, документ сужает круг полномочий столичного парламента: из московского закона исключается положение об утверждении долгосрочных городских целевых программ Мосгордумой — со следующего года эти функции закрепляются за правительством города.
Сейчас по действующему с 2001 года в Москве закону требующие финансирования из городского бюджета целевые программы после одобрения мэрией окончательно утверждаются городской думой. С января 2009 года мэрия будет сама себе давать задания, утверждать их и контролировать. «Мы не собираемся отказываться от взаимодействия с Мосгордумой при обсуждении долгосрочных программ, но принимать их будем на правительстве», — подчеркнул Анатолий Петров.
Это изменение вызвало возражения даже у дисциплинированного думского большинства.
По словам председателя комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяны Портновой, социально-значимые городские программы было бы полезно обсуждать на заседаниях думы, поэтому нужно постараться вернуться к этой норме, разработав законодательную инициативу в Бюджетный кодекс. «При обсуждении таких программ Мосгордума всегда «поднимала планку», — заявила Портнова.
«А кто запрещает комиссии Мосгордумы пригласить исполнителей программы и затем уточнить финансирования изменениями в бюджет?» — удивился Анатолий Петров. Депутаты имеют право в любое время рассматривать ход реализации финансируемых из бюджета программ, заявил он, не уточнив, впрочем, что такие «рассмотрения» ничего не решают.
А замечание председателя бюджетно-финансовой комиссии Игоря Антонова о еще одном пассаже документа вообще осталось без внимания. «Как сказано в законопроекте, одобренный правительством Москвы проект бюджета утверждается Мосгордумой, — заявил он. — Но мы ничего не утверждаем, мы принимаем закон о бюджете и об изменениях в бюджет. И вы это знаете не хуже меня». «Знаю», — согласился полномочный представитель мэра.
Между тем, по мнению депутата Сергея Митрохина, столичная исполнительная власть очень предвзято прочитывает федеральное законодательство и слишком спешит с «приведением в соответствие».
По его словам, тот же Бюджетный кодекс предусматривает, что в Госдуму одновременно с федеральным бюджетом вносится перечень целевых государственных программ, расчеты по этим программам и отчет о их реализации. «На федеральном уровне предусмотрели, что целевые программы вносятся в Госдуму вместе с бюджетом, а на уровне субъекта — забыли, — заявил Митрохин «Газете.Ru». — Ко второму чтению мы подготовим поправку, вносящую такое требование в московский закон».
По мнению Митрохина, если Мосгордума примет документ в том виде, что его представила мэрия, из-под контроля будут выведены колоссальные бюджетные расходы.
«Последняя целевая долгосрочная программа, которую утверждала Мосгордума, касалась финансирования капремонта московского жилья до 2014 года, — заявил Митрохин. — Размер программы только на один текущий год — 40 млрд рублей, умножьте это на семь лет. И такие огромные финансовые средства остаются без тени контроля».
Кроме того, по словам Митрохина, столичные власти очень «гибко» используют федеральное законодательство. «Во многих случаях федеральное законодательство успешно игнорируется, — рассказал он. — Мы много раз предлагали, чтобы все адресные программы реконструкции утверждались Мосгордумой, как это вытекает из Градостроительного кодекса РФ, но это так и не было сделано. А теперь обрадовались возможности лишить Мосгордуму полномочий по контролю, принимать халтуру, которая выдается в виде программ, а потом произвольно изменять их или даже отменять. Это очень удобно самим себе писать, что делать, и самим перед собой отчитываться».