Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ученые разработали катализаторы для сжигания низкосортного топлива и отходов

Российские химики показали, что для создания катализаторов для эффективного сжигания низкосортного топлива (бурый уголь, торф и т. п.) и утилизации отходов пищевых и промышленных производств нет необходимости использовать дорогие металлы, например, платину или палладий: с этой задачей эффективно справляются композиты на основе оксидов железа и алюминия. Работа проходит в рамках проекта, поддержанного грантом Президентской программы исследовательских проектов Российского научного фонда, а ее результаты опубликованы в журнале Inorganic Chemistry.

Каталитическое сжигание топлива в кипящем слое катализатора позволяет эффективнее использовать традиционные виды топлива (уголь, торф), обеспечивая высокую производительность и экологичность процесса. Также можно утилизировать разные виды промышленных отходов, используя их как топливо. Чаще всего применяются вещества на основе платины и палладия, однако их использование довольно дорого. Наиболее перспективными катализаторами для этого процесса считаются дешевые соединения на основе оксидов железа и алюминия и их модификация оксидом меди.

Сотрудники Института катализа имени Г. К. Борескова СО РАН (Новосибирск) исследуют природу каталитического действия таких веществ и изучают механизмы протекающих на их поверхности реакций, чтобы в дальнейшем целенаправленно получать соединения с максимальной активностью. Для улучшения свойств катализаторов авторы используют промоторы –- специальные добавки, которые повышают такие характеристики как, например, активность или устойчивость к повышенным температурам. Однако в некоторых случаях промотирование катализаторов приводит к изменению их свойств: процессов восстановления и фазовых переходов -– смены фаз вещества под действием внешних условий.

«Мы исследовали процессы восстановления у ряда катализаторов на основе оксидов железа и алюминия, а также их модификации оксидом меди. Исследование проведено в режиме in situ –- то есть когда катализатор непосредственно помещался в восстановительную атмосферу, в нашем случае –- в поток угарного газа. Мы изучали его физико-химические параметры с помощью различных методов в температурном диапазоне от 20 до 700°С. Теперь мы понимаем, при каких температурах происходит активация и дезактивация катализатора, а также какие фазы в составе композитного соединения влияют на его активность и стабильность», – рассказал один из авторов статьи Андрей Сараев, руководитель проекта, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института катализа.

«В дальнейшем наша группа планирует исследовать эти же системы в условиях окислительно-восстановительной среды в присутствии паров воды. Эти условия максимально близки к протеканию реальных промышленных процессов», –- заключил Сараев.

Новости и материалы
Уровень Тобола за прошедшие сутки слабо изменился
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Израиль попросил у США больше вооружения
В Минфине рассказали о ключевых рисках развитых экономик
Потепление в Антарктике повысило уровень моря на другом конце света
США подняли в воздух стелс-бомбардировщики
Все новости