Биологи: ранняя весна в Арктике вызывает гибель птиц в Африке

Международная группа ученых при участии сотрудников биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова проанализировала данные о птицах под названием исландский песочник. Работа ученых опубликована в журнале Science.

Ученые проанализировали собранные более чем за 30 лет данные и показали, что последствия климатических изменений, произошедших в Арктике, могут проявиться на совершенно другом континенте. Один из авторов работы Эльдар Рахимбердиев, научный сотрудник биологического факультета МГУ, сообщает, что работа является уникальной в своем роде, так как раньше ученые не рассматривали подобные проблемы комплексно.

Речь идет о птице из подотряда куликов — исландском песочнике (Calidris canutus). Каждый год эта птица улетает осенью к берегам Мавритании (или, в зависимости от подвида, в Австралию или Южную Америку), а весной возвращается для размножения на полуостров Таймыр (или в Гренландию, на Аляску или Канадский Арктический архипелаг). Песочники выбирают для гнездования самые северные и холодные широты. Прилет птиц в эти суровые края был «рассчитан» эволюцией таким образом, что появление на свет птенцов приходилось как раз на сезонный пик численности их основного корма — насекомых.

Но так было до начала глобального потепления. За 30 лет наступление весны на Таймыре, а вместе с ним и пик численности насекомых сдвинулись почти на две недели. Из-за этого, хотя «формальные» даты прилета птиц и не изменились, фенологически птицы стали гнездиться позже, чем 30 лет назад, и пропускать пик численности необходимых птенцам насекомых. Недостаток пищи вызвал уменьшение размера молодых птиц, которое уже невозможно компенсировать. Кроме того, их клюв стал более коротким.

Зимуя в Мавритании, песочники питаются двустворчатыми моллюсками, для выкапывания которых из песка и нужен длинный клюв. Выживаемость у птиц, неспособных добраться до моллюсков, значительно ниже, чем у тех, которые не ограничены в пище. В голодные годы моллюск Loripes вообще может спасти популяцию, у которой просто не остается других вариантов питания.

Из-за этого значительная часть молодых птиц неспособна пережить свою первую зимовку. Если же песочникам все-таки удается улететь обратно на Таймыр, короткий клюв им даже в чем-то помогает — охотиться за насекомыми с ним гораздо проще, чем с длинным. Но, как показывает практика, выжить в Африке таким птицам очень тяжело.

Объем переводов мигрантов на родину с 2000 года вырос более чем в десять раз