Ученые смогут создать новые препараты для лечения рака и болезней сосудов

Клеточные биологи из МГУ открыли неизвестный ранее способ регуляции клеточной подвижности — это открытие позволит разработать новые препараты для терапии онкологических заболеваний или болезней сосудов. Исследование было опубликовано в журнале Cytoskeleton.

Клеточная подвижность определяет множество процессов, жизненно важных для клетки и организма в целом, например эмбриогенез (начальный период развития плода) и ангиогенез (образование новых кровеносных сосудов). Эти процессы требуют реорганизации и поляризации актина (белка мышечных волокон) и микротрубочек — полых цилиндрических структур клеток эукариотов, которые образуют цитоскелет. Цитоскелет служит клетке механическим каркасом, а также обеспечивает клеточное движение — сократительные белки содержатся не только в мышечных, но и прочих тканях живых организмов.

Ученые выяснили, что регулятором подвижности клеток является протеинкиназа LOSK (Long Ste20-like Kinase): оказалось, что LOSK способна регулировать внутриклеточное распределение динактина — сложного белка, необходимого в том числе для внутриклеточного транспорта. Динактин регулирует активность динеина и его связывание с микротрубочками и с центросомой.

Доктор биологических наук, старший научный сотрудник НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского Антон Бураков прокомментировал: «Главный результат работы состоит в том, что нам удалось разделить две независимые цепочки событий, запускаемые белком SLK/LOSK, и показать, что один процесс приводит к построению радиальной звезды микротрубочек, а другой — к направленному перемещению клеток. До этого считалось, что направленное движение клеток напрямую зависит от архитектуры микротрубочек. Помимо упомянутых ранее процессов эмбриогенеза и ангиогенеза от клеточной подвижности зависят процессы канцерогенеза, заживления ран и иммунного ответа. Микротрубочки же являются мишенью для митостатиков — препаратов, используемых при терапии раковых заболеваний. Вывод работы состоит в том, что регуляция движения клеток осуществляется независимо от регуляции работы центра организации микротрубочек».

В результате открытия ученых в будущем станет возможным создание новых препаратов против онкологических заболеваний и болезней сосудов.

В ЛНР увеличилось число погибших в результате обстрела нефтебазы