Два больших гвоздя, найденные в погребальном пещерном склепе, предположительно принадлежавшем семье иерусалимского священника Кайафы, навели некоторых исследователей на мысль, что, вполне возможно, эти гвозди были вынуты из креста, на котором был распят Иисус.
На недавней пресс-конференции в Иерусалиме, созванной израильскими документалистами в связи с премьерой телесериала, посвященного этой находке, публике были продемонстрированы два ржавых железных гвоздя загнутой формы длиной 8 см. Гвозди были найдены археологами в Иерусалиме 20 лет назад при обследовании фамильной гробницы, принадлежавшей, предположительно, семье члена священного синедриона Кайафы, предавшего Иисуса в руки римлянам. Один гвоздь находился внутри одного из 12 каменных гробов из известняка, другой лежал на полу склепа. По форме и длине они соответствовали гвоздям, которые использовались при круцификации — весьма распространенной форме уголовной казни во времена древней Римской империи.
Описание найденных гвоздей попало в археологические отчеты, однако гвозди были утеряны еще до того, как они были зарисованы или сфотографированы: те, кто знаком с полевой археологией, знают, что между моментом самой находки и последующей каталогизацией артефактов может пройти довольно много времени. Однако позже гвозди, совпадающие по описанию с утерянными, были обнаружены в фондах Университета в Тель-Авиве.
Гипотеза, что эти два гвоздя были сняты с креста, на котором был распят Иисус, основывается на двух соображениях. Первое: гвозди из тель-авивского университета — те самые утерянные гвозди из раскопанной гробницы Кайафы. Второе: источники связывают имя Кайафы только с одним актом круцификации — распятием Иисуса.
На вопрос, зачем Кайафа, предавший Иисуса римскому суду, унес с собой в могилу гвозди, которым Спаситель был прибит к кресту, израильский режиссер Симша Якобовичи ответил, что, возможно, Кайафа впоследствии раскаялся в этом поступке. Как гласит альтернативная гипотеза, тоже озвученная в фильме, Кайафа тайно симпатизировал Иисусу и, желая спасти его от суда Cинедриона, передал его римлянам, не подозревая, что римский суд может закончиться для Иисуса казнью.
Согласно письменным историческим источникам казнь через распятие была весьма распространена на Ближнем Востоке в эпоху Римской империи, однако археологическое подтверждение этому найдено пока всего одно: в 1968 году в Иерусалиме была найдена пяточная кость, пробитая насквозь гвоздем.
Габи Баркай, профессор археологии из Университета Бар Илан, уже 40 лет раскапывающий иерусалимские гробницы, подтверждает, что гвозди из кайафовой гробницы датируются I в. н. э. «В иерусалимских захоронениях эпохи Второго Храма гвозди встречаются очень, очень редко. По большому счету это пока единственное, что мы можем определенно утверждать в связи с этой находкой».
Использованы материалы Physorg