Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

ООН отыщет преступников в Сирии

Генассамблея ООН создаст новый механизм расследования военных преступлений в Сирии

Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию о создании нового механизма расследования в отношении лиц, ответственных за военные преступления в Сирии, для будущих судебных преследований. «Газета.Ru» узнала у экспертов, сможет ли новая структура действительно помочь в процессе урегулирования сирийского конфликта.

Резолюция, написанная по инициативе Лихтенштейна и Катара, предполагает, что под эгидой ООН будет создан «международный беспристрастный и независимый механизм по содействию проведению расследований в отношении тех, кто несет ответственность за наиболее серьезные преступления по международному праву, совершенные в Сирийской Арабской Республике с марта 2011 года, и их судебному преследованию».

Обвинений выдвигается много

Резолюцию приняли 105 голосами. Среди стран, поддержавших ее, государства Евросоюза, США, ОАЭ, Йемен, Канада, Украина и другие. Против проголосовали 15 стран, в том числе Россия, Китай, Иран, Сирия, Алжир, Белоруссия. Представители 52 государств воздержались.

При этом новая структура должна сотрудничать с уже работающей независимой Международной комиссией по расследованию событий в Сирии. Однако в самом тексте резолюции не указывается, как два органа разделят свои полномочия, а также кто должен войти в состав структуры, которая будет разбираться в преступлениях.

Постпред Сирии при ООН Башар Джаафари подверг принятый документ резкой критике и заявил, что резолюция является не чем иным, как «грубым вторжением во внутренние дела» его страны. По словам дипломата, Генассамблея тем самым создала «опасный правовой прецедент», который будет использоваться для сведения счетов с неугодными режимами.

Однако эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», склонны считать, что вряд ли резолюция может рассматриваться как документ, направленный против конкретной стороны конфликта.

«Большие обвинения выдвигаются против всех сторон: и против террористов, и против оппозиции, и против правительственных войск», — рассказал руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.

Что касается России, то никаких доказательств причастности российских военных к преступлениям на территории Сирии нет, добавил он.

С 2011 года, когда в Сирии началась гражданская война, различные международные организации неоднократно обвиняли правительственные войска Башара Асада в военных преступлениях, а ряд из них даже называли преступлениями против человечества. Справедливости ради надо отметить, что ООН, Human Rights Watch и Amnesty International не закрывали глаза и на преступления сил оппозиции, хотя их уличали в преступлениях куда реже.

По версии ООН, сирийские вооруженные силы несут ответственность за убийства и пытки детей, врачей, пациентов больниц, психологическое и сексуальное насилие, произвольные аресты, беспорядочные обстрелы гражданских районов, похищения людей. Этот список можно продолжать достаточно долго.

Боевикам оппозиционных сил в то же время вменяются массовые казни и пытки, внесудебные расправы, мародерство, осквернение религиозных объектов.

Стоит также отметить, что с конца 2015 года, когда российские ВКС начали операцию против террористов в Сирии на стороне президента Башара Асада, страны Запада стали обвинять Россию в обстрелах больниц, школ и других гражданских объектов, хотя конкретных доказательств представлено так и не было.

Примечательно, что резолюция о создании дополнительного механизма расследования военных преступлений в Сирии принята на фоне продвижения сирийских правительственных войск в Алеппо. Прежние переговоры по размежеванию так называемой умеренной оппозиции от террористических группировок провалились, поскольку на практике это оказалось сделать гораздо сложнее.

Осложнить жизнь российской элите

Постпред России в ООН Виталий Чуркин даже заявлял о том, что оппозиция и террористы живут во взаимовыгодном симбиозе. Тем не менее страны Запада продолжали настаивать на необходимости сдерживания России в Сирии, а также привлечения российских военных к ответственности за якобы совершенные преступления.

Самым громким происшествием, в котором западные политики обвиняют Россию, стал обстрел совместного конвоя Сирийского арабского Красного Полумесяца и гуманитарных организаций ООН 19 сентября в районе Алеппо. Тогда из 30 грузовиков с гуманитарной помощью было уничтожено 18, погибло не меньше 21 человека. Глава российского МИДа назвал обвинения против Москвы бездоказательными и необоснованными. А российские военные представили данные своего мониторинга и заявили, что к атаке на гумконвой причастны террористы «Джебхат ан-Нусры» (организация запрещена в России).

Этот эпизод расследовала ООН, однако сегодня стало известно, что результатов работы специальной комиссии, по сути, нет.

В докладе отмечается, что, «хотя причиной инцидента стала воздушная атака, невозможно установить исполнителя или исполнителей».

Под подозрение ООН попали ВВС США, ВКС России и армия Асада. Силы оппозиции, с точки зрения организации, не могли быть причастными к этому инциденту.

Принятая сегодня резолюция вполне укладывается в ту антироссийскую риторику, которую ведут США на протяжении последних нескольких лет, считает ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко.

«Этот документ носит пограничный характер, и игра ведется сугубо на том, чтобы осложнить действия российской политической элиты»,

— сказал собеседник «Газеты.Ru». Однако, по мнению эксперта, вряд ли можно говорить, что резолюция направлена против режима Башара Асада, потому что «Сирия в настоящий момент скорее является шахматным полем, на котором разыгрывают свои партии великие державы».

В ноябре американская газета The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники писала, что Германия рассматривает возможность введения новых санкций против России из-за действий ее ВКС в Сирии.

И хотя изначально официальные лица ФРГ отрицали такую возможность, спустя несколько недель немецкие политики заговорили об этом открыто.

«Много говорится о военных преступлениях в Сирии. Но слово «Россия» в этом контексте отсутствует. Назвать вещи своими именами, назвать главного военного преступника в Сирии должно стать не просто нашим желанием, а нашей обязанностью», — заявлял председатель комитета бундестага по внешней политике Норберт Реттген.

Тогда же депутаты немецкого парламента опубликовали петицию, в которой говорилось, что «Евросоюз обязан наложить санкции хотя бы на тех россиян, кто напрямую связан с этими ужаснейшими преступлениями». «Нельзя допустить того, чтобы эти люди спокойно летали в Париж и Мюнхен перед Рождеством, в то время как в Сирии гибнут женщины и дети», — сказано в тексте петиции.

Как раз снимки детей, якобы ставших жертвами военных действий в Алеппо, стали активно распространяться в социальных сетях в последний месяц. При этом авторы публикаций делают ставку на эмоциональную составляющую военных действий. Вместе с тем в таких записях практически игнорируется фактор борьбы с терроризмом, что является основной целью российского военного присутствия в Сирии.

Эти снимки не публикуются в ведущих СМИ, поскольку их подлинность чаще всего сомнительна. При этом уже доказано, что как минимум часть подобных фотографий, гуляющих по сети, являются постановочными.

В частности, 19 декабря МВД Египта на своей странице в Facebook сообщило о задержании целой съемочной группы, которая создавала подобные «фоторепортажи из Алеппо» на развалинах ветхих зданий в египетской провинции Порт-Саид.

Прогресса не будет

Также стоит отметить, что резолюцию принимают на фоне двух терактов, которые произошли вечером 19 декабря с разницей в несколько часов. В турецкой столице был застрелен российский посол Андрей Карлов. Ответственность за его убийство взяла на себя террористическая группировка «Джейш аль-Фатх» (запрещена в России). В тот же вечер в Берлине грузовик въехал в толпу людей, гулявших по рождественской ярмарке. Ответственность взяло на себя «Исламское государство» (организация запрещена в РФ).

Новый механизм, который будет создан на основе резолюции Генассамблеи ООН, ставит перед собой задачу досконального расследования правонарушений, допущенных воюющими сторонами в Сирии. Однако эксперты не верят в эффективность новой структуры.

«Расследование военных преступлений в Сирии, конечно же, будет идти, и этот процесс будет достаточно долгим. Однако никаких результатов достигнуто не будет из-за того, что стороны, участвующие в сирийском конфликте, занимают принципиально различные позиции.

Каждая сторона будет представлять свою версию событий, что затруднит перевод ситуации в правовое поле», — рассказал в беседе с «Газетой.Ru» Теодор Карасик, ведущий аналитик Gulf State Analytics (Вашингтон).

Новости и материалы
В Белгороде снова объявлена ракетная опасность
Теперь на iPhone можно официально играть в любые игры с PlayStation
Врач назвал полезные виды фастфуда
Терапевт Асанов: салаты и роллы с курицей — полезный выбор в фастфуде
Тело восьмого погибшего достали из-под завалов жилого дома в Белгороде
Зеленский назвал самые «жесткие» места боев
Продюсер раскритиковал судей «Евровидения» за игнорирование участницы из Израиля
ВСУ атаковали поселок Теткино в Курской области
Звезда сериала «Горький 53» рассказал, не мешает ли его работе перенесенный дважды инсульт
Названы два продлевающих жизнь доступных продукта
Apple готовит революционное обновление Siri на основе генеративного ИИ
Володин призвал полностью перестроить работу Министерства спорта
Названа вредная привычка, помимо курения, которая вредит легким
Врач Стружко: злоупотребление алкоголем повышает риск туберкулеза
В Донецке мирный житель пострадал при детонации взрывного устройства
iPad Pro c M4 оказался мощнее новейшего MacBook Air
Ольга Орлова ответила, поддерживает ли связь с Губиным
Джокович рассказал, что он чувствовал после попадания бутылкой в голову
Тело седьмого погибшего извлекли из-под завалов дома в Белгороде
Неудачи «Краснодара» объяснили психологической подавленностью
Все новости