Еврейский «захват» для Путина

Исполняется 45 лет с начала широкой волны эмиграции евреев из СССР

Игорь Крючков, Александр Братерский 24.02.2016, 22:27
Wikimedia Commons

45 лет назад, в 11 утра, в приемную председателя Президиума Верховного Совета СССР вошли 24 советских еврея, которые отказались уходить до тех пор, пока им не дадут разрешение на выезд в Израиль. Разрешение дали — к большому удивлению еврейских активистов. Тогда Кремль хотел использовать еврейскую эмиграцию как рычаг давления на исламские страны. Теперь же Москва видит в русскоязычных евреях гораздо более мощный политический актив.

Когда 24 февраля 1971 года в приемную председателя Президиума Верховного Совета СССР вошли 24 советских еврея и отказались оттуда уходить до удовлетворения их требований, министру внутренних дел Союза Николаю Щелокову доложили, что приемная «захвачена». Позже выяснилось, что полноценным захватом это назвать нельзя. Все евреи безоружны, но решительно настроены остаться в приемной до тех пор, пока не получат права уехать из СССР в Израиль.

Политические активисты прождали ответа весь рабочий день. Отказались покидать приемную и после шести вечера, когда учреждение закрылось. Их ожидания не прошли даром. В итоге к ним вышел помощник председателя Верховного Совета СССР и сообщил, что документы на выезд уже на стадии оформления, кроме того, еврейских товарищей не будут ни арестовывать, ни штрафовать.

Это стало настоящим триумфом для советского еврейства. К тому времени отношения между СССР и Израилем уже были разорваны, и никто не ожидал, что Кремль — несмотря на гонения против «сионистов» и вообще всех евреев, интересовавшихся своей национальной культурой, — все-таки позволит открыть границы для еврейских граждан, желающих покинуть территорию СССР.

Победа «отказников»

Как рассказал «Газете.Ru» израильский правозащитник Иосиф Бегун, один из видных активистов советского еврейства 1970-х и 1980-х годов, забастовка 24 февраля 1971 года не была чем-то из ряда вон выходящим. «К тому времени уже начался постепенный подъем еврейского самосознания в СССР, и советские евреи ранее уже не раз проводили протесты такого типа в ОВИРах, — вспоминает он. — На Старой площади, где была приемная ЦК КПСС, также часто проходили демонстрации «отказников», которым отказывали в выдаче визы без объяснения причин». Каждый раз активисты оказывались в милиции.

Никто из 24 человек в Президиуме Верховного Совета СССР не ожидал, что будет иначе. «Для того чтобы решиться на «захват» приемной в то время, конечно, нужно было быть героем. Когда началась эта забастовка, никто не мог быть уверенным, что с ними произойдет», — считает Юрий Каннер, президент Российского еврейского конгресса.

Даже тот факт, что среди активистов был Эфраим Севела, сценарист целого ряда популярных советских фильмов, не гарантировал, что эти люди не окажутся в тюрьме после забастовки. Однако оказалось, что эти 24 человека оказались в нужном месте в нужное время.

Когда информация о «захвате» приемной достигла руководства политбюро ЦК КПСС, был отдан приказ решить этот вопрос быстро и без лишнего шума. «Дело в том, что в 1971 году Кремль взял курс на улучшение отношений с США, где в то время была самая мощная еврейская община в мире, даже по сравнению с Израилем, — рассказывает Юрий Каннер. — Кроме того, Москва хотела использовать еврейскую эмиграцию как рычаг воздействия на своих союзников из числа исламских стран». Мусульманские державы с беспокойством следили за миграционным потоком в молодой Израиль, который становился все более мощным геополитическим конкурентом.

В частности, СССР хотел вынудить пойти на уступки Египет, чей президент Анвар Саддат к началу 1970-х начал демонстрировать слишком большую независимость от Москвы. В 1971 году поток советских евреев в Израиль увеличился с менее тысячи человек до 11 тысяч. Впрочем, это лишь обострило отношения между СССР и Египтом, который уже в 1976 году денонсировал договор о дружбе с СССР.

Для советских евреев, в свою очередь, этот конфликт стал настоящим прорывом, окном в «большой мир». С 1969 по 1976 год в Израиль уехали около 100 тысяч советских евреев.

За этой волной случился откат. В 1980-е годы началась новая эскалация «холодной войны», отношения между СССР и США испортились, и Москва использовала еврейский фактор. «Впервые начались аресты преподавателей иврита, которых до этого не трогали, — рассказал Бегун. — Например, нынешний председатель израильского кнессета Йоэль Эдельштейн получил пять лет тюрьмы как раз за это. Понятно, что официально были другие обвинения».

Сам Бегун, который в 1970-е был одним из активнейших популяризаторов еврейской культуры в СССР, впервые оказался в заключении в 1977 году. К этому времени он уже лишился должности научного сотрудника из-за своей «антисоветской» деятельности. Первое выдвинутое против него обвинение было тунеядство. После — более серьезные обвинения в пропаганде и подрывной деятельности против советской власти.

Бегун просидел в тюрьмах и лагерях с 1977 по 1980-й, а также с 1983 по 1987 год. «Потом началась перестройка, и, к моему удивлению, была объявлена горбачевская амнистия, по которой я и вышел», — рассказывает он. Только после этого ему удалось эмигрировать в Израиль.

Путин и кипа

Сейчас времена изменились, и Кремль видит в русскоязычных евреях политический «актив», который теперь гораздо важнее, чем раздражающий фактор для исламского мира 1970-х. Отношение Кремля к российскому еврейству заметно улучшилось.

В 2012 году Владимир Путин стал первым российским лидером, надевшим религиозный еврейский убор кипу во время посещения Стены Плача в Израиле. По мнению политолога Алексея Макаркина, именно при Путине «государство взяло решительный курс на искоренение радикального антисемитизма». Это связано прежде всего с тем, что нынешний президент проявляет нетерпимость к любому проявлению национализма, который «может взорвать страну».

Благодаря этому фактору, считает Макаркин, «еврейские общины воспринимают государство как защиту от антисемитизма». Это позволяет Путину использовать еврейские организации и их лидеров для продвижения собственной международной повестки.

«С Путиным я этот вопрос не обсуждал, зато обсуждал с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. И он мне сказал, что Израиль прекрасно отдает себе отчет в том, что благодаря миллиону русских евреев, приехавших в эту страну, она стала по-настоящему европейской, — рассказывает президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер. — Нынешний бум стартапов, подъем качества образования и бизнеса теснейшим образом связаны с деятельностью русскоязычных евреев Израиля».

По мнению Юрия Каннера, Москва пока не считает, что еврейские общественные организации достаточно весомы для серьезных политических переговоров.

«Кремль использует связи с русским еврейством в Израиле, однако делает это не так, как большинство мировых держав, — считает собеседник «Газеты.Ru». — Например, в США принято продвигать свои интересы через общественные организации и «народную дипломатию». В России это делается на уровне мегаполисов. Например, правительство Москвы очень плотно работает с организациями, представляющими интересы различных национальных групп. На федеральном уровне, однако, это не слишком распространено».

Для расширения своего влияния Кремль предпочитает использовать религиозные связи, а не общественные организации, считает Каннер. «Например, в ходе недавней встречи патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска первый представлял интересы не только Русской православной церкви, но и Кремля, — рассказал он. — Таким же образом Москва использует российских раввинов. Но иностранные партнеры это не всегда понимают».

Прокремлевский еврейский конгресс

Влиятельной «прокремлевской» фигурой мировой еврейской общины считается Вячеслав Кантор, один из богатейших бизнесменов России, президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК), переизбранный на этот пост уже в третий раз.

ЕЕК занимается распространением информации и сохранением памяти о холокосте, а также противодействием нацизму. Израильская левая газета Haaretz называет Кантора «человеком Путина» и «олигархом со связями в Кремле».

Издание отмечает, что именно во время президентства Кантора ЕЕК активно привлекал внимание СМИ к случаям антисемитизма в тех странах, к которым «враждебно настроена администрация Путина». В то же время Haaretz упрекает Кремль в двойных стандартах, так как телеканал Russia Today предоставляет трибуну политикам антисемитских взглядов.

По мнению экспертов, именно активные выступления еврейских организаций против антисемитизма в Европе играют на руку Кремлю, который использует их в своей антизападной риторике. Тем более что угроза радикального национализма в ЕС в последний год значительно выросла на волне миграционного кризиса. Этот фактор часто используется в докладах МИД РФ о правах человека в странах Западной Европы.

Алексей Макаркин заявил «Газете.Ru», что влияние еврейских организаций на политическую элиту Европы преувеличено. «Когда высказывания таких организаций корреспондировались с мнением Кремля, они не оказали никакого влияния на элиту Евросоюза», — говорит Макаркин, отмечая высказывания еврейских организаций о росте ультраправых настроений в странах Балтии. На недавней встрече с Путиным Кантор охарактеризовал положение евреев в Европе как худшее со времен Второй мировой войны.

Россия ждет евреев

Ответной репликой Путина в январе стало приглашение европейским евреям переселяться в Россию. Однако евреи переселяться обратно не спешат, и дело здесь не в боязни антисемитизма. Многие русские евреи — успешные предприниматели, а из-за кризиса больших возможностей в России нет.

По мнению израильского политолога Авгидора Эскина, приглашение Путина не означает, что завтра евреи сорвутся с места и переедут в Россию, однако это «доброжелательный позитивный сигнал».

Евреи в России сегодня действительно чувствуют себя достаточно спокойно. Дикого антисемитизма 1990-х годов больше нет, и, согласно опросу Левада-центра в 2014 году, негативное отношение к евреям высказывает лишь 8% россиян. Это почти в два раза меньше, чем десять лет назад.

Несмотря на это, отъезд евреев из России в Израиль увеличился. По данным министерства абсорбции Израиля, в 2015 году уехали 6 тысяч человек. Это почти на 23% больше, чем в 2014 году. Правда, такие цифры — капля в море по сравнению с массовым отъездом евреев из России в 90-е годы. В конце 1990-х был зафиксирован отъезд 100 тысяч человек в месяц.

Нынешнее увеличение эмиграционного потока связывают с ситуацией на Украине, откуда после начала военных действий также выехало немало евреев.