Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дальнобойщики озадачили губернаторов

Протесты дальнобойщиков названы главным событием месяца

Губернаторы не сделали выводов из протестных акций прошлого и неумело реагируют на протесты дальнобойщиков. Правда, часть из них пытается найти общий язык с водителями, говорится в новом исследовании фонда «Петербургская политика». Протест дальнобойщиков могут использовать оппозиционеры на местах, однако реальным вызовом для центра может стать лишь ситуация, при которой возмущение водителей «оседлают» неформальные политические группы.

Протесты против внедрения системы «Платон», предназначенной для сбора средств с водителей большегрузных фур за пользование федеральными трассами, затронули почти все регионы России. В новом рейтинге социально-политической устойчивости регионов, подготовленном фондом «Петербургская политика», забастовка дальнобойщиков названа главным событием месяца в социально-политической жизни.

Реакцию региональных властей на протесты авторы рейтинга разделили на четыре типа: идеологизированное противостояние акциям; патернализм, предполагающий акцент на выгодах для простых граждан от внедрения системы; открытый лоббизм; «братание» с дальнобойщиками.

Однако «при всем богатстве выбора» реакция губернаторов свидетельствует о том, что региональные власти «мало понимают природу и механизмы протеста», — говорится в исследовании.

Яркий пример идеологизированного противостояния, по мнению экспертов фонда, — это высказывания полпреда президента в Уральском федеральном округе Игоря Холманских. Он назвал действия водителей «попыткой проверить на прочность политическую систему».

Стоит отметить, что такое высказывание вполне укладывается в позицию Холманских, который, еще в бытность начальником цеха Уралвагонзавода, обещал «разобраться» с протестующими на Болотной.

В свою очередь, губернатор Архангельской области Игорь Орлов, характеризуя выступления дальнобойщиков, не погнушался оскорблениями, обвинив протестующих в «безмозглости».

Часть губернаторов пыталась, отмечают авторы исследования, выступить с патерналистских позиций, объясняя гражданам выгоды от системы «Платон». Так, власти нескольких регионов рассказывали жителям, что внедрение системы позволит получить средства на строительство и реконструкцию мостов, другие же открыто лоббировали «Платон». В частности, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов предложил распространить действие системы не только на федеральные трассы, но и на региональные дороги.

Несколько губернаторов, впрочем, предпочли стратегию, которую авторы рейтинга характеризуют как «братание».

Под этим словом, навевающим воспоминания о братании между русскими и немецкими солдатами во время Первой мировой, авторы имели в виду «максимальную открытость» по отношению к дальнобойщикам и демонстрацию понимания причин, которые вызвали протест.

В числе «братавшихся» — белгородский губернатор Евгений Савченко, который обратился в Минтранс с просьбой установить переходный период на введение системы «Платон», а также мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман — он пообещал передать требования дальнобойщиков в администрацию президента. Два губернатора — Юрий Берг (Оренбургская область) и Сергей Морозов (Ульяновская область) — лично встретились с дальнобойщиками и даже пообещали оказать им помощь в рамках своих полномочий.

Правда, лидер Ульяновского отделения партии «Яблоко» Николай Кислица считает, что Морозов, которому в следующем году предстоит переизбираться, использовал встречу в предвыборных целях, понимая при этом, что большого резонанса в области протесты не произведут. Регион находится вдалеке от основных транспортных путей водителей большегрузов. «Губернатор может встречаться с ними (водителями. — «Газета.Ru») с легким сердцем, так как это не оказывает никакого влияния на ситуацию. Ситуация, что называется, «поговорили-разошлись», — считает «яблочник».

Бывший глава Камчатского края Михаил Машковцев, который в период своего губернаторства сталкивался с подобными акциями, уверен: когда губернаторы предлагают какую-то помощь, не имея соответствующих полномочий, это не что иное, как «лицемерие»: «В данном случае у губернатора нет возможности ничего изменить, однако он может поставить вопрос об этой ситуации на Госсовете».

Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, говоря о «братающихся», отмечает: часть региональных лидеров понимает, что «нужно креативить, быть более внимательным и солидаризироваться с общественным мнением».

Но такое поведение нельзя назвать фрондой, подчеркивает эксперт. Губернаторы, которые соглашаются встретиться с водителями, понимают, что поле для маневра у них есть, так как пока никто из правительственных чиновников не высказал своего отношения к протестам.

При этом реальной возможности помочь протестующим дальнобойщикам у глав регионов и местных администраций нет.

«Не имея влияния ни на разработчиков системы «Платон», ни на действия правоохранительных органов, регионы, по сути, теряли очки, не являясь стороной конфликта», — пишут авторы исследования.

В предвыборный год существуют опасения, что протестами дальнобойщиков может воспользоваться оппозиция, однако местные власти пока этого не сильно опасаются. «Большого страха нет, поскольку такие силы, как КПРФ и «Справедливая Россия», ориентированы на слив протеста», — говорит Виноградов.

А вот в случае, если дальнобойщики найдут себе «понятных партнеров», местным властям придется сложнее, отмечает эксперт.

Он приводит в пример протесты, которые организовывало движение «ТИГР» против запрета на ввоз поддержанных японских автомобилей на Дальнем Востоке в 2008 году. Тогда движение превратилось в серьезную протестную силу, усмирять которую приезжал даже подмосковный ОМОН. Экс-губернатор Машковцев считает, что попытки оседлать протесты будут предприниматься: «Чем менее организованной и известной будет политическая сила, тем больше она станет стараться оседлать этого коня».

Новости и материалы
Представитель Армении не будет участвовать в встрече по безопасности в Петербурге
Волынец предложили заняться проблемой домашнего насилия, а не борьбой с фурри
Российский военный оставил службу и стал фигурантом уголовного дела
США пообещали продолжать вводить санкции в отношении энергетики РФ
Перед встречей мурманского губернатора с жителями повысят меры безопасности
Киев планирует получить от Дании €380 млн на восстановление инфраструктуры
Экс-советник Пентагона не исключил раздела Украины четырьмя странами
Мигранта, оскорбившего бойца UFC в Челябинске, выдворят из России
Посольство РФ отвергло обвинения США в нарушении прав человека
Мостовой заявил, что ЦСКА будет очень тяжело в матче со «Спартаком»
В КПРФ уверены, что закрытие музея Ленина в Финляндии ведет к потере суверенности
Четверых котят, прижавшихся друг к другу, нашли в кузове мусоровоза в Петербурге
В администрации Байдена признали негативную тенденцию для ВСУ на фронте
В ЕС придумали, как использовать доходы от замороженных активов РФ
Чемпион мира среди непризнанных государств рассказал, чего не хватает Абхазии
В США не собираются возвращаться к ядерной гонке
НАТО обвинили в планах нарушить международные договоры по ядерному оружию
Россиянин спустил штаны перед женщиной с коляской
Все новости