Жизнь и судьба Гройсмана

И.о. главы правительства Украины может быть назначен Владимир Гройсман

Анатолий Азаренко (Киев), Дмитрий Карцев 25.07.2014, 00:38
Гройсман назначен врио премьер-министра Украины Reuters
Гройсман назначен врио премьер-министра Украины

Через несколько часов после добровольной отставки Арсения Яценюка с поста украинского премьера появилась информация о том, что и.о. премьера назначен его зам Владимир Гройсман. Молодой чиновник до победы Майдана занимал пост мэра Винницы, а после был приглашен в правительство заниматься регионами. Его главная идея — максимум децентрализации, но никакой федерализации. Впрочем, сам Петр Порошенко официально об этом решении пока не объявил.

Гость из Винницы

Выступая перед депутатами, Яценюк отметил, что в связи с распадом коалиции в Раде ему нужно либо уходить в отставку, либо формировать новое большинство. «Это значит, что премьер должен взять в коалицию коммунистов и регионалов. Я этого не сделаю ни при каких обстоятельствах», — подчеркнул он.

Через несколько часов после отставки Яценюка министр внутренних дел Арсен Аваков на своей странице в «Фейсбуке» сообщил, что пост временно исполняющего обязанности главы правительства займет Владимир Гройсман — бывший зам Яценюка по региональному развитию, строительству и ЖКХ.

В состав правительства 36-летний чиновник вошел после свержения Виктора Януковича и победы Майдана в феврале нынешнего года. Ранее более восьми лет он был мэром Винницы, а до этого некоторое время временно исполнял обязанности градоначальника в возрасте 28 лет.

Официальная биография Гройсмана гласит, что в 14 лет он начал трудовую деятельность с работы слесарем по металлу, а уже через два года стал коммерческим директором сначала одного, а потом другого частного предприятия. Сфера их деятельности — аренда недвижимости, подробности неизвестны.

В одном из интервью на посту винницкого градоначальника Гройсман заявил: «Мы для себя провозгласили, что хотим быть европейским городом». По его словам, «это не просто название, чистые улицы и более-менее нормальные дороги, нет, это внутреннее восприятие себя в городе и, главное, готовность людей включаться в процесс жизни населенного пункта».

Через несколько дней после назначения на пост вице-премьера он дал развернутое интервью, в котором отметил, что «железная централизация, которую пережила страна, отбивала всякую инициативу на местах и в итоге обострила проблемы в государстве до самой критичной точки». Соответственно, главной своей задачей Гройсман поставил децентрализацию власти.

Но в том же интервью он признался, что, с его точки зрения, «проблемы Крыма и востока Украины сейчас слишком преувеличены».

«Да, мы разные. Мы действительно говорим на разных языках. И что? Мы все — украинцы. Мы одна страна. Я не верю в проблему востока», — подчеркнул Гройсман.

Тогда же он заговорил о децентрализации по польскому пути, о том, что центральная власть должна быть представлена в регионе на уровне контролирующих функций, о том, что никакая федерализация при этом не нужна и даже вредна для страны, — все то, что впоследствии легло в основу предвыборной программы Порошенко по региональному вопросу.

Таким образом, Гройсман является единомышленником президента в видении этой важнейшей для Украины проблемы, а возможно, отчасти даже и идеологом. Его региональный опыт, признанный успешным, видимо, должен стать образцом для всей Украины. Но тут могут возникнуть некоторые сложности, о которых ранее «Газете.Ru», в частности, говорил киевский политолог Вадим Карасев, отмечавший большие различия областей Украины. Соответственно, западная модель, близкая к европейской, с сильным городским и сельским самоуправлением вряд ли может быть автоматически перенесена на восток, где с советских времен существуют мощные индустриальные цепочки, объединяющие регион в целом.

Сама же смена финансиста Яценюка на регионального менеджера Гройсмана может говорить и о том, что теперь, видимо, будет приоритетом для президента Порошенко.

При этом новый и.о. премьера, судя по всему, не связан напрямую ни с одной из группировок в Киеве, что также плюс для Порошенко, формирующего собственную новую команду. Во всяком случае, по словам самого Гройсмана, единственный, с кем он консультировался перед переездом в Киев, был Арсений Яценюк, который и сделал ему в феврале соответствующее предложение.

В последнюю неделю Гройсман руководил с украинской стороны комиссией по расследованию гибели малайзийского Boeing 777.

Впрочем, позже на официальном сайте Петра Порошенко появилось письмо, направленное им спикеру Рады Александру Турчинову. В нем глава государства заявил, что рассчитывает на то, что «горячие эмоции утихнут, а верх возьмут холодный ум и чувство ответственности, в результате чего весь кабинет министров Украины продолжит свою работу». Президент настаивает на том, чтобы, «учитывая широкий общественный резонанс, который вызвало заявление премьер-министра Украины Арсения Яценюка об отставке», уже в пятницу парламент поставил на голосование вопрос о вотуме доверия к правительству.

Запись Арсена Авакова из социальной сети была удалена.

Таким образом, судьба Яценюка пока точно не определена.

«Это не лучшее правительство в истории страны»

Сам Яценюк, уходя, в четверг заявил, что его правительство сделало все, что могло, ради недопущения дефолта и не прекратило выплачивать зарплаты и пенсии. В то же время он признал, что экономика страны становится все более слабой, а проблемы — все более тяжелыми. «Сегодня не проголосованы законы и нечем платить милиционеру, доктору, учителю, не на что купить ружье, не на что заправить БТР», — отметил уходящий премьер.

«Это не лучшее правительство в истории страны. Но по крайней мере это правительство делало то, что могло, то, как умело», — подвел итоги уходящий премьер.

Оставляет после себя Яценюк и еще одну проблему: «Cегодня не принято решение, чтобы заполнить украинские газохранилища, чтоб дать возможность перезимовать, чтобы наконец-то освободиться от российской газовой зависимости». Непосредственную ответственность за это, по мнению теперь уже бывшего премьера, несет Рада, которая постоянно саботировала работу кабинета.

Доказательство, что как минимум отчасти слова Яценюка справедливы, в четверг же и было продемонстрировано. Депутаты провалили голосование по законопроекту, который позволил бы правительству продать 49% акций украинской ГТС американским и европейским партнерам. Украинскую трубу эксперты оценивают в $25–35 млрд, половины этой суммы как раз хватило бы правительству для того, чтобы финансово обеспечить окончание антитеррористической операции и начать реформы.

Также в четверг министр финансов Украины Александр Шлапак сообщил, что затянувшиеся военные действия на востоке Украины уже истощили бюджет, рассчитанный на все время проведения АТО. «С 1 августа нам платить военным будет нечем», — сказал он в парламенте. И тут же предложил проект поправок к Налоговому кодексу, которые нужно принять. Очевидно, эти изменения совсем не понравятся местному бизнесу.

Яценюк, кстати, накануне говорил о необходимости поднятия налогов для владельцев крупного украинского бизнеса. Платить налоги в такое тяжелое время, настаивал он, олигархам нужно гораздо больше.

Украинские политологи, впрочем, считают, что обоснованные претензии есть и к самой команде Яценюка. Во-первых, правительство оказалось, по сути, беспомощным в ситуации в Крыму. Во-вторых, немалые средства на силовую операцию все-таки были выделены, а наладить снабжение армии необходимыми боеприпасами и амуницией все равно не удалось.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко в интервью «Газете.Ru» отметил, что из Яценюка получился плохой чиновник, потому что он так и остался публичным политиком. «Он путал кабинет на Грушевского и трибуну Майдана. Законопроекты, которые вносило правительство, были очень плохо подготовлены, их приходилось менять и проводить очередные голосования много раз. Факт остается фактом, но свою программу он почти всю провалил, если не считать соглашений с МВФ и ЕС. При этом он спровоцировал падение гривны на 50%, рост инфляции до 15%. Он же создал множество проблем для бизнеса, не начал решать проблему коррупции и даже не смог сократить число чиновников, которые были при предыдущей власти», — перечисляет Охрименко.

«Но зато он повысил тарифы на ЖКХ, и госзакупки остались такими же непрозрачными, как и прежде. В любом случае вред, который нанес Яценюк экономике Украины, сейчас колоссальный, и теперь нужно будет два-три года, чтобы вернуть экономику в состояние 2013 года. Ему гораздо лучше подошла бы должность спикера Рады, премьер не его профессия», — заключает эксперт.

А вот аналитик «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук отметил, что Яценюк «был хорошим премьером и начал много хороших дел». В отставке премьера экономист видит злой умысел олигархов, которых такой глава кабмина не устраивал.

«С доходами бюджета при Яценюке было не очень, — говорит Боярчук. — Премьер решил отказаться от переговоров по новому кредиту и захотел сбалансировать бюджет за счет дополнительных рентных платежей на добычу нефти и газа. За этот закон сегодня должны были голосовать. Это прямые налоги на олигархат. Цена вопроса — $9 млрд. Вместо этого разыграли концерт».