Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Необходимо отстаивать собственную политическую идентичность»

Политолог Алексей Макаркин — об участии в избирательной кампании в МГД ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и своей гражданской позиции

Политолог Алексей Макаркин объявил, что будет участвовать в избирательной кампании ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, баллотирующегося в Мосгордуму по 45-му округу (районы Басманный, Красносельский, Мещанский, Сокольники). В интервью «Газете.Ru» он рассказал о своей гражданской позиции, участии в протестных акциях и главных конкурентах кандидата.

— Вы писали, что никогда не состояли в политических партиях, потому что это мешает объективности исследовательской работы. Почему вы решили принять участие в кампании?

— Понимаете, если вступаешь в политическую партию, ты на очень длительное время должен быть связан партийными обязанностями — это очень серьезно ограничивает свободу. В данном случае речь идет о конкретной избирательной кампании. И я считаю, в этом случае можно сделать исключение, потому что участие в избирательной кампании не ограничивает мою возможность делать оценки по самому широкому кругу вопросов. Ограничения, связанные с партийной идентичностью, с партийной дисциплиной, отсутствуют.

— Не секрет, что вы часто делаете достаточно резкие высказывания по отношению к российской власти. Не помешает ли это вашему кандидату? Вы обсуждали это с самим Кузьминовым?

— Я стараюсь говорить, что считаю необходимым, в чем уверен. При этом никогда не считал себя радикальным человеком. У меня была такая история: с разницей, наверное, в пару месяцев два издания поместили мои комментарии по одной теме, но с разными эпитетами.

Одно издание написало, что я политолог с сочувствующей позицией, другое издание написало, что я прокремлевский политолог. Это значит, наверное, что я все-таки стараюсь быть независимым, пытаюсь как-то стремиться к объективности.

— Сейчас идет много разговоров о том, что Мосгордума теряет последние остатки самостоятельности. В таких условиях вы считаете возможным делать там полезную работу?

— Нынешняя Московская городская дума состоит из 32 членов фракции «Единая Россия» и 3 членов фракции КПРФ. Представить себе парламент, который является в большей степени провластным, кажется, просто невозможно. Поэтому говорить о том, что Мосгордума следующего созыва будет еще в большей степени ориентирована на власть, наверное, не совсем адекватно.

Сейчас в Мосгордуме не представлена значительная часть населения столицы. Не представлены те москвичи, которые хотят перемен, которые настроены модернистски, отличаются от тех, кто критично относится к тем или иным решениям власти. Они не представлены совсем. Не считаем же мы, что их представителями являются члены фракции КПРФ, которые по ряду идеологических позиций еще дальше, чем «Единая Россия»?

Как человек, который живет в Москве с самого рождения, я хотел бы видеть в Московской городской думе и других депутатов. Пускай, может быть, их будет там не очень много, но я хотел бы видеть таких, которые могли бы этот парламент расшевелить. Вот почему я пошел вот в эту кампанию, хотя раньше не предпринимал подобных шагов.

— Значит ли это, что вы пришли к мнению, что решать проблемы нужно через сотрудничество с властью, через вхождение в институты, ими созданные?

— Давайте различать институты, которые создаются властью, и институты, которые существуют в государстве по закону. Это достаточно разные вещи. И Государственная дума, и Московская городская дума были созданы еще в 1993 году, и у них были разные периоды в истории. Но вопрос, конечно, непростой. С одной стороны, есть эмоции по поводу законов консервативного плана (принятых Госдумой. — «Газета.Ru»), к примеру закона об иностранных агентах и прочих, которых сейчас масса и которые постоянно дополняются и уточняются.

С другой стороны, есть отличия между органами тоталитарного государства и органами, в которых есть возможности для обсуждения, дискуссии, для того, чтобы отстаивать альтернативу, предлагать какие-то новые идеи. Вот такие возможности есть. И я думаю, что, пока они есть, нужно их использовать.

Нежелание работать и нежелание использовать даже малейшую возможность может привести к тому, что в конце концов оппозиция станет крайне жесткой, радикальной, в конечном счете тоталитарной: мы это проходили в начале XX века. И мы с вами знаем, чем это все закончилось. Поэтому, хотя это не всегда просто, необходимо жить в условиях диалога и пытаться находить взаимопонимание.

Я помню интересную историю: когда было драматическое наводнение в Крымске, туда ехали представители самых разных политических взглядов, провластных и антивластных, и они там работали над решением конкретных и насущных задач. Может быть, нам стоит попробовать и в этом случае?

— Мне при этом не раз приходилось встречать вас на протестных митингах и маршах. Не видите ли вы здесь противоречия? Или это разные формы политической активности, но с одной и той же целью?

— Это именно разные формы. Я вспоминаю большой, самый крупный митинг оппозиции на проспекте Сахарова в декабре 2011 года, на котором среди других ораторов выступал Алексей Кудрин, который не является представителем политического радикализма. Тогда на протестных акциях были представители разных взглядов. Шли радикалы, либералы, левые, правые — тогда это был большой гражданский протест. И я думаю, что смысл этого протеста заключается в том, что необходимы изменения, необходимо отстаивать собственную политическую идентичность. Я думаю, этот смысл сохраняет свою актуальность.

— А на выборах мэра вы за кого голосовали?

— Этот ответ я оставлю при себе.

— Вы наверняка говорили с Кузьминовым относительно того, как он видит свою работу в Мосгордуме: он ректор огромного вуза, сможет ли он это совмещать с депутатской деятельностью? Какой вам интерес поддерживать человека, который не будет реально в этой думе работать?

— Насколько я знаю, он реально собирается работать в Мосгордуме. Работа возможна по нескольким направлениям. Если говорить, например, об общемосковских проблемах, это поддержка институтов гражданского общества. Есть проблемы транспорта, экологии, проблемы магазинов, проблемы рекреации... В общем, масса проблем, с которыми сталкиваются и преподаватели, и студенты, и сотрудники Высшей школы экономики. Создать хорошую экологию в стенах конкретного университета невозможно. Невозможно обеспечить отдельные маршруты только для сотрудников университета. Поэтому здесь есть большой шанс продвигать интересы общества, оставаясь ректором. Это будет приемлемо и для сотрудников вуза, и для всего населения округа.

— Есть ли у вас какой-то интерес помимо гражданского? Вам интересно поучаствовать именно в этих выборах, с конкурентностью которых, согласитесь, есть определенные вопросы?

— Помимо гражданской позиции есть определенный профессиональный интерес. Есть ряд нетривиальных задач. Кандидат Кузьминов не очень типичен для традиционного избирателя, поддерживающего власть. Кроме того, в том же округе баллотируется Николай Кавказский — один из узников «болотного дела». И Кузьминову надо будет убедить оппозиционных избирателей голосовать именно за себя в ситуации, когда есть конкурент, к которому часть оппозиционных избирателей отнесутся с эмоциональной симпатией.

Кампания может быть достаточно интересной с профессиональной точки зрения: как-то нужно будет убедить и избирателей, которые голосовали за Собянина, и тех, кто поддержал Навального, что Кузьминов — оптимальный кандидат.

При этом кампания не будет иметь административного характера, это видно по тому, как собирались подписи для регистрации Кузьминова. Была поставлена задача собрать подписи реальных жителей района, чтобы качество их автографов можно было подтвердить и не вызывало сомнений, и задача была выполнена.

— Многие ваши коллеги часто оказывают консультационную и аналитическую поддержку кандидатам, но не афишируют этого. Почему вы решили рассказать публично о вашей работе с Кузьминовым?

— То, что я делаю, — это действительно попытка поддержать кандидата, который может быть альтернативой традиционным политикам в новом составе Мосгордумы, и эта задача требует не только профессионального, но и гражданского подхода. А гражданский подход в данном случае состоит в том, что смысл всего — прямо и открыто говорить, что делаешь, это принцип прозрачности, принцип транспарентности.

Новости и материалы
Следователи нашли автомобиль подозреваемых в расстреле полицейских в Карачаево-Черкесии
«На воре и шапка горит»: Михайлов вновь обратился к Пугачевой
В России разрабатывают говорящие автоматы с кофе
Стало известно, когда Украина может активизировать действия на Купянском направлении
Пять лошадей сбросили с себя гвардейцев и разбежались по центру Лондона
В Херсоне решили переименовать 24 улицы, названные в честь российских деятелей
46-летняя Анна Семенович показала фигуру в купальнике с глубоким декольте
Пелоси призвала Нетаньяху уйти в отставку
Кожевникова пожаловалась на увлечение сыновей: «Что я в прошлых жизнях сделала не так?»
Президент Финляндии назвал «лучший способ» избежать войны
В ГД предложили увеличить срок лишения свободы за диверсионные преступления
Экс-игрок «Боруссии» стал советником председателя правления «Зенита»
«Для Бабкиной это очень органично»: продюсер о кавере на Инстасамку
Зависимость ЕС от российских удобрений растет
Минфин потребовал приостановить права иностранного владельца Альфа-банка
«Талибан*» планирует создать спецподразделение по борьбе с ИГИЛ*
Экс-бойца ЧВК «Вагнер» приговорили за убийство и надругательство над телом пенсионерки
В РПЦ не стали комментировать отстранение иерея от служения после панихиды по Навальному
Все новости