Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Приговор на сон грядущий

Судья Данилкин продолжает читать приговор Ходорковскому и Лебедеву

На второй день чтения приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву подсудимые, адвокаты и корреспондент «Газеты.Ru» пытались разобрать слова судьи Виктора Данилкина. Судья торопится дочитать приговор до Нового года, говорит тихо, монотонно, так что речь его действует усыпляюще и понять его почти невозможно. Удалось выяснить, что суд, в частности, считает показания свидетелей защиты Виктора Христенко и Германа Грефа доказывающими вину Ходорковского.

С раннего утра вторника в окрестностях Хамовнического суда были приняты повышенные меры безопасности. Очевидно, это было связано с тем, что накануне сторонники Ходорковского и Лебедева организовали напротив суда многолюдный несанкционированный пикет и лозунги, а позже и крики в ходе задержаний заглушали и без того негромкого судью Виктора Данилкина. Во вторник 7-й Ростовский переулок, где находится суд, оказался перегорожен металлическими заграждениями, а район перекрытия охватил несколько многоквартирных жилых домов, посольство Турции, библиотеку и детский сад, где на вторник был назначен новогодний утренник. Для прохода людей в заграждениях оставили узкие промежутки, возле которых дежурила милиция.

Внутри были припаркованы 4—5 милицейских автобусов. На них можно было оперативно вывезти очередных сомневавшихся в справедливости Хамовнического суда. Автомобильного движения по переулку не было. Окрестных жителей через кордоны пропускали после предъявления документов, в посольство и суд также могли пройти только те, у кого были повестки, пропуска и паспорта.

Родителей, ведших детей на утренник, пустили только после того, как сторонники Ходорковского начали скандировать «Пустите детей на елку!».

На сам процесс журналистов пустили после некоторых трений, а остальным зрителям милиция сообщала, что «процесс закрыт, трасса (7-й Ростовский переулок) служебная». Хотя приставы, охраняющие суд, и объясняли, что мест в зале нет, на самом деле в зале было даже свободно.

Из-за большого объема приговора судья второй день оглашает его сидя, разрешая сидеть также участникам процесса и зрителям. Читает Данилкин очень тихо, очень монотонно и настолько быстро, что многие слова не проговаривает, а только обозначает. Отчетливо звучат только имена и цифры, а все, что между ними, сливается в сплошной поток.

Спустя полчаса после начала второго дня чтения начали засыпать зрители, спустя час прикорнул и главный герой первого «дела ЮКОСа» — прокурор Дмитрий Шохин, сидевший прямо возле судьи.

Прокурор Валерий Лахтин пришел с толстой кипой исписанных листов с желтыми наклеечками, которые перебирал на протяжении всего дня. Периодически он делал пометки на отдельном листе. Иногда складывалось впечатление, что прокурор следит за речью судьи и отмечает прочитанные места.

Ходорковский и Лебедев не теряли оптимизма, на второй день приговора они по-прежнему охотно улыбались теле- и фотокамерам. Лебедев в самом начале дня знаками показал адвокатам, что ничего не слышит, читал книжку и разгадывал кроссворды. Ходорковский тоже то читал, то писал, то просто сидел, откинувшись на спинку жесткой лавки.

Анализируя доказательства обвинения, судья пришел к выводу, что подсудимые, которых он накануне признал виновными в хищении нефти дочерних предприятий ЮКОСа, а также в легализации части средств, полученных от ее продажи, совершали свои преступления по заранее подготовленному плану.

Суд полагает, что они не только запланировали захват «Томскнефти», «Самаранефтегаза» и «Юганскнефтегаза», но и пытались придать захвату вид законных сделок.

Для заключения невыгодных предприятиям соглашений с ЮКОСом о купле-продаже нефти подсудимые подкупали акционеров, которые могли им противодействовать, платя им со счетов принадлежащих им иностранных компаний. В результате внутренние цены на нефть в ЮКОСе определяло его руководство, дочерние предприятия в процессе не участвовали, посчитал суд.

Подтверждение вины Ходорковского и Лебедева суд неожиданно нашел в показаниях вызванных по ходатайству защиты бывшего министра экономики РФ Германа Грефа и экс-министра энергетики Виктора Христенко.

В ходе прений сторон о том же заявлял прокурор Лахтин, хотя защита ранее расценила показания чиновников иначе. Адвокаты посчитали, что слова этих свидетелей об отсутствии у них информации о хищениях в ЮКОСе и законности применения трансфертных цен говорят в пользу Ходорковского и Лебедева.

В приговоре сделан вывод, что под руководством подсудимых «рисовались схемы, по которым нефть по заниженной цене должна изыматься у добывающих компаний и передаваться компаниям, зарегистрированным в зонах льготного налогообложения городов Лесной, Трехгорный, Байконур, Мордовия».

Адвокаты не скрывали от журналистов, что тоже очень плохо понимают Данилкина. «Даже за адвокатским столом приходится прочищать уши, пытаясь что-то понять», — жаловался адвокат Ходорковского Юрий Шмидт. «Вообще трудно понять, что читается, и трудно уловить смысловую связь между предложениями», — сказал еще один защитник экс-главы ЮКОСа Вадим Клювгант.

По словам Клювганта, «то, что происходит, нужно считать изложением доказательств виновности подсудимых». «Но, насколько это соотносится с содержанием, судите сами», — умыл руки адвокат. Тем не менее адвокатам вновь удалось расслышать «диковинные вещи, про которые судья опять же заведомо знает, что этого никогда не было, но в документ под названием «приговор» они вошли», сказал Клювгант. В пример он привел, в частности, доказательство вины в хищении нефти, которое заключается в признании Ханты-Мансийским антимонопольным комитетом ценового сговора между ЮКОСом и его «дочкой» «Юганскнефтегазом».

«У нас (вменяется) хищение путем покупки по заниженной цене. А тут ценовой сговор. Это решение антимонопольного комитета было в 1998 году, но уже в 1999 году было судом отменено, и судья это знает, это решение суда оглашалось и есть в деле!» — возмутился адвокат.

Клювгант также назвал «помесью некомпетентности и прямой лжи» заявление российского МИДа о давлении на суд в ответ на критику властями США и Евросоюза обвинительного приговора Ходорковского и Лебедева. Адвокат отметил, что МИД не в курсе обвинений, предъявленных подсудимым (в заявлении говорится, что они обвиняются в неуплате налогов и отмывании денег), а также опроверг тезис МИДа о том, что приговор суда является делом исключительно российской судебной системы. «РФ, и это впрямую входит в сферу ответственности МИДа, взяла на себя юрисдикцию Конвенции по правам человека, пакта ООН по правам человека, согласно которым защита прав человека не является внутренним делом какого-либо государства, а является универсальной ценностью, которая стоит выше национального законодательства. И Россия под всем этим подписалась. И МИД — это тот орган, который всеми этими договорами занимается», — заявил Клювгант.

По предварительным прогнозам адвокатов, резолютивная часть приговора со сроками наказания может быть оглашена 31 декабря.

Новости и материалы
Воздушную тревогу объявили в трех областях Украины
В Подмосковье школьница едва не оглохла из-за ватной палочки
Бойцов СВО на передовой не оставили без пасхальных куличей
Пропалестинские акции в университетах США, возможно, не были спонтанными
В Хабаровске загорелся крупный супермаркет
Куба откроет новые рейсы из Москвы
В посольстве России отвергли обвинения США в кибератаках на Европу
Большинство россиян считают важными уроки Великой Отечественной войны для молодежи
Артиллеристы РФ не дают ВСУ спокойно закрепляться на правом берегу Днепра
Стало известно, какие навыки работодатели хотят видеть в каждом резюме
В России в два раза подешевели авиабилеты в Европу
Украинские войска отошли от границы с Белгородской областью
Фигуранты дел о хищениях в Минобороны лишились земли
Взрывы раздались в центральной Украине
В ночь с 5 на 6 мая ожидается звездопад Майские Аквариды
МЧС предлагает ужесточить ответственность за пожарную безопасность
В Госдуме анонсировали повышение пенсий военным
На Украине объяснили, почему документы минобороны подписывает не Умеров
Все новости