До 11 лет дети придерживаются врожденных идеалов равенства

Дети в младшем возрасте придерживаются «марксистских» позиций и предпочитают делить все строго поровну, однако с возрастом, распределяя блага, они начинают учитывать затраченные усилия, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на исследование ученых из Норвежской школы экономики и бизнеса, опубликованное в Science.

Авторы исследования провели широкомасштабный эксперимент с участием детей в возрасте от 10 до 18 лет, учеников школ Бергена. В эксперименте каждый из детей в паре с другим незнакомым ему ребенком мог заработать деньги, отмечая появления определенного трехзначного числа на экране компьютера в таблице других чисел. Некоторые из школьников справлялись с этой задачей лучше и получали больше денег. В конце эксперимента каждая пара получала всю сумму заработанных денег и один из членов пары, «диктатор», должен был разделить эти деньги, руководствуясь своими представлениями о справедливости.

В результате, примерно две трети школьников в возрасте от 10 до 11 лет делили полученные деньги строго поровну, независимо от того, насколько успешно они сами и их партнеры выполняли экспериментальное задание. Более старшие дети, однако делили «урожай» в зависимости от достижений. Так, среди 18-летних подростков только 22% делили все поровну, а 43% больше денег оставляли себе, так как считали, что они заслужили большую долю.

Результаты полученные исследователями, показывают, что с возрастом представления о справедливости у детей меняется от эгалитаристских в сторону учета заслуг. По мнению ученых, это отчасти связано с участием в спортивных соревнованиях и других видах состязаний, где вознаграждаются достижения.

Авторы исследования отмечают, что полученные ими результаты позволят учителям лучше понимать школьников, формировать более гармоничные классы, лучше мотивировать детей к учебе. Кроме того, это поможет социологам глубже понять, как формируются представления о справедливости в обществе.

Премьер Египта заявил, что ХАМАС и Израиль не стремятся к компромиссу