Президент РАН Юрий Осипов в интервью «Российской газете» ответил на вопрос, не получится ли так, что ученые, вернувшимся в Россию из зарубежных научных организаций, создадут условия работы не хуже, чем на Западе, а российские ученые «останутся при своих».
«В принципе ничего плохого нет, если хорошие специалисты будут возвращаться в Россию. Но хочу сразу подчеркнуть, что тот, кто думает, будто бы уезжали самые лучшие, а остались слабые, серьезно ошибается, — заявил Осипов. — В России все эти годы вели исследования на мировом уровне тысячи ученых, которые публикуются в самых престижных научных журналах. Что же касается уехавших, то, конечно, среди них есть выдающиеся специалисты, например, математик Сергей Петрович Новиков и другие. Но принципиально важно, что они в своих западных университетах поставили условие: половину года работают в России, а половину - за границей. То же могу сказать и о нашем выдающемся лингвисте Вячеславе Всеволодовиче Иванове, который регулярно присылает мне отчеты о своей работе, где подписывается: член Российской академии наук. И таких наших специалистов с мировым именем, кто постоянно держит связь с академией, немало.
Что касается письма группы работающих за границей ученых, то среди них, за редким исключением, нет имен, которые занимали бы серьезные позиции в науке. Я не хочу никого обидеть, но просто надо расставить точки над «i». Да, они многое о положении нашей науки пишут правильно, но ровно то же самое мы много раз говорили в самых высоких кабинетах. Более того, приводили куда более серьезные аргументы и доводы. Так что восприятие письма, как некое откровение, нам кажется странным.
Конечно, мы — за то, чтобы хорошие ученые возвращались в Россию, но работать они здесь должны на абсолютно равных условиях. Чтобы не было никакого деления на «варягов» и всех остальных. Иначе мы взорвем наше научное сообщество, которое с таким трудом удерживалось последние 20 лет. Хотя, честно говоря, я пока не совсем понимаю, как это будет выглядеть на деле. Ведь у нас зарплаты очень скромные, с жильем большие проблемы.
Представляете, возвращенцу дают квартиру. Как на это должен реагировать российский ученый, чья квалификация может быть и не ниже и который давно мается без жилья? Вопрос очень сложный».