Ученые успешно использовали эффект плацебо для лечения псориаза

Ученым удалось применить эффект плацебо — лекарства, не содержащего в себе активного терапевтического компонента, — для лечения псориаза, хронической и трудно поддающейся лечению болезни, и полагают, что их работа должна привлечь внимание производителей лекарств, сообщается в статье исследователей, которая опубликована в журнале Psychosomatic Medicine.

Ученые показали, что эффект плацебо может эффективно применяться при комбинации пустого препарата с активно действующим лекарством.

В своей экспериментальной работе с больными ученые попытались использовать эффект приобретенного рефлекса, впервые научно описанного великим русским физиологом, академиком Иваном Петровичем Павловым. Он в конце ХIХ века в результате экспериментов с собаками впервые описал возникновение так называемых условных рефлексов. В его опытах он каждый раз включал электрический звонок перед утренней кормежкой животных, в результате чего те впоследствии выработали способность выделять слюну и желудочные соки в ответ на звонок даже в том случае, если еды им и не доставалось.

В своей собственной работе Роберт Адер, профессор Рочестерского университета, и его коллеги попытались выявить, может ли терапевтический эффект лекарственного препарата быть запущен плацебо, благодаря его физическому сходству с настоящим лекарством — формой, цветом, запахом, упаковкой, а также назначением авторитетным лечащим врачом, носящим строгий белый халат.

По мнению Адера, регулярные ассоциации с лекарством, предназначенным для лечения хронической болезни, должны выработать у пациента условные рефлексы, вызывающие положительные терапевтические эффекты, связанные с запуском с помощью мыслей и эмоций нейрохимических процессов, приводящих к выделению организмом гормонов, взаимодействующих в свою очередь с клетками иммунной системы, борющихся с причинами болезни.

Авторы нового исследования исходили из массы уже описанных, но все еще не объясненных эффектов плацебо, когда само убеждение человека в том, что он принимает лекарство, хотя на самом деле ему достается пустышка, приводит к положительным эффектам.

«Несмотря на то, что полученные нами результаты являются предварительными, мы уверены, что официальная медицина должна признать реакцию сознания на лечение как мощную часть эффекта многих лекарств и попытаться использовать ее. Разумеется, чистое плацебо не может вылечить от тяжелых болезней, но в комбинации с активным препаратом его эффект может быть ярко выраженным», — сказал Адер.

Псориаз же был выбран учеными, так как он является хронической болезнью, связанной с работой иммунной системы и обостряющейся в результате стрессов.

Эксперимент проводился в течение от 11 до 14 недель с участием 46 пациентов, разделенных на три группы. Первая группа пациентов получала стандартную дозу лекарства в виде спрея и служила контрольной группой. Второй группе пациентов ученые назначали лекарственные спреи с той же концентрацией активного компонента, применение которых перемежалось с применением спрея-пустышки во время 25-50% процедур. Третья группа пациентов подвергалась лечению спреем, содержащим заниженные на 25-50% концентрации активного компонента. При этом пациенты во второй и третьей группах получали в итоге одинаковое количество действующего препарата. Никто из пациентов не знал точно, каким типом медикаментов их лечат, однако всем перед началом эксперимента ученые сообщили, что вероятно некоторые из них будут получать лекарства в сниженной концентрации. Такой подход к изучению эффекта плацебо сильно отличается от предыдущих экспериментов, где пациентам предлагали либо полноценное лекарство, либо полную пустышку.

Эффект от применения трех типов медицинских препаратов анализировался независимыми дерматологами и оценивался по двум параметрам. Первый из них — это степень серьезности повреждений кожи, а второй — вероятность возвращения обрабатываемых участков пораженной псориазом кожи пациента в исходное состояние (вероятность рецидива) после лечения. Эксперименты проводились как в Рочестерском университете, так и в медицинском центре Стенфордского университета.

Ученым удалось выявить явные различия в серьезности пораженных участков кожи пациентов в результате двух типов лечения с применением плацебо только в рочестерской группе пациентов, так как, по мнению авторов, исследования в стенфордской группе пациенты были выбраны изначально с разной степенью поражения кожи, а также они подвергались воздействию более активной солнечной радиации, которое является одним из методов лечения псориаза. Это могло маскировать разницу в эффектах лечения, однако изучение вероятности рецидива показало явный эффект от лечения с применением эффекта плацебо.

У пациентов, получавших полную дозу лекарства, рецидив наблюдался в 22,2% случаев, во второй группе больных рецидив наблюдался лишь немного чаще - 26,7 %, тогда как в третьей группе, получавшей лекарство в заниженной концентрации вероятность рецидива составила 61,5%.

Эта экспериментальная работа служит первым свидетельством того, что условный рефлекс может быть использован для разработки методик лечения различных типов болезней людей. Авторы статьи полагают, что такие методики могут быть полезны в случае болезней, связанных с психическим состоянием человека или работой его иммунной системы - астмы, множественного склероза и хронической боли. При этом режим приема лекарств, где активные компоненты чередуются с плацебо, может помочь достичь максимального эффекта и снизить побочные эффекты. Использование же лекарств в заниженной концентрации может быть временной мерой лечения, когда побочные эффекты от приема медикаментов особенно не желательны.

США подняли в воздух стелс-бомбардировщики