Ученые смогли десяткиратно увеличить продолжительность жизни

Обычные пекарские дрожжи после небольшой генетической манипуляции прожили в 10 раз больше. Авторы статьи, которая 25 января будет опубликована в журнале PLOS Genetics, сравнивают «долгожителей» с 800-летним человеком.

Вальтер Лонго и его коллеги из Университета Южной Калифорнии повторили на дрожжах свои эксперименты с мутацией, откладывающей старение. Кроме того они «посадили дрожжи на диету» с ограничением числа потребляемых калорий. По данным их предыдущей работы, опубликованной в Cell, мыши с такими генетическими изменениями живут на 30% дольше своих собратьев.

Пекарские дрожжи выбраны Лонго не случайно, ведь их геном настолько хорошо изучен, что после дрозофилы они остаются главными «любимцами» генетиков. Созданный на этот раз штамм нокаутен по двум генам — RAS2 и SCH9. Ученый отмечает, что такое увеличение жизни с недели до десяти не приводило к развитию видимых побочных эффектов или аномалий в поведении грибов.

О применении своей находки в хлебопечении Лонго говорить не стал, а вот исследования популяции людей в Эквадоре, обладающих такой же мутацией, идут полным ходом. Носители двух копий мутантного гена обычно небольшого роста, а кроме того обладают рядом дефектов развития. Сейчас ученые ищут людей с одной мутантной и одной нормальной копией, надеясь, что именно эта группа будет обладать хотя бы частью тех способностей, что и дрожжи.

Кроме увеличения продолжительности жизни, введение этой мутации дрожжам должно обращать преждевременное старение и повышенную частоту развития опухолей --эффекты тяжелого синдрома Вестерна-Блума, модель которого уже получена на дрожжах.

Механизм действия этих генов детализирован не до конца, но Лонго считает, что немаловажную роль в этом играют три транскрипционных фактора и инсулиноподобный фактор роста (IGF). Раньше ученые обнаружили связь работы этих генов с другими, обеспечивающими продолжительность жизни червей и грызунов при ограничении их питания.

По мнению коллег Лонга, отчасти спорным остается способ, с помощью которого ученый определял продолжительность жизни клеток, названный «методом стационарной фазы роста». В прошлый раз он и его аспиранты использовали «репродуктивный метод»: сначала подсчитывали количество потомков, а уже потом, на основе модели репродуктивного цикла дрожжей, вычисляли продолжительность жизни. Такой эффективный и недорогой метод хорошо зарекомендовал себя у бактерий, не меняющих свое поведение в стандартных условиях. Использованный ими на этот раз способ больше подходит для оценки продолжительности редко или совсем неделящихся клеток, наподобие нервных или мышечных.

В России начались продажи нового пикапа Foton