Роскосмос может привлечь экспертов NASA к эксперименту по проверке версии о воздействии радара США на российскую межпланетную станцию «Фобос-грунт», заявил в четверг глава Роскосмоса Владимир Поповкин в эфире радиостанции «Вести FM».
«Есть версия, что у них работал один из мощных радиолокаторов, и это облучение сделало так, что БЦВМ (бортовые цифровые вычислительные машины), которые есть на «Фобосе», засбоили. И затем не смогли выйти на тот режим, в котором должны работать. Эта версия сейчас проверяется. Если она будет иметь право на жизнь, то, естественно, мы свяжемся с нашими партнерами в NASA и попросим их поучаствовать в эксперименте вместе, чтобы найти истину», — сказал Поповкин, слова которого приводит РИА «Новости».
Российская АМС, предназначенная для доставки образцов грунта со спутника Марса, была запущена с космодрома «Байконур» в ночь на 9 ноября. Обе ступени ракеты-носителя «Зенит-2 SБ» отработали штатно, однако маршевая двигательная установка межпланетной станции не включилась и не смогла перевести аппарат на траекторию перелета к Марсу. В результате «Фобос-грунт» остался на околоземной орбите.
В воскресенье обломки «Фобоса» упали на Землю. За несколько дней до падения «Фобос-грунта» Поповкин говорил, что он не исключает внешнего воздействия, послужившего причиной падения аппарата.
«Не хочется никого обвинять, но сегодня есть очень мощные средства воздействия на космические аппараты, возможности применения которых нельзя исключать... Непонятны также частые сбои с нашими аппаратами в тот период, когда они летят над теневой для России стороной Земли — там, где мы не видим аппарат и не принимаем с него телеметрию», — приводит слова Поповкина «Интерфакс».
Позднее появилась версия с американским радаром.
По словам Поповкина, комиссия по выяснению причин аварии «Фобос-грунта» в первую очередь рассматривает версии производственных и конструкторских ошибок. В NASA опровергали воздействие американских радаров на российский аппарат.
«Комиссия рассматривает это только как одну из причин. Главное — ошибки при изготовлении и испытании, ошибки в конструкторской идеологии, производственные ошибки», — объяснял Поповкин.