После завтрака сама придумала новую игру. Сначала принесла пару резиновых мячиков для Гриши, и Кит предложил устроить мастер-класс по жонглированию. Но это заинтересовало только старших, малышам же нравилось просто кидаться. Я дал им картонную коробку, Ева залезла внутрь и стала изображать «мячиковый автомат», который выбрасывает мячики, потом прячется, и все снова забрасывают мячи к ней в коробку. А потом «мячиковый автомат» усложнил игру — он начал бегать!
Макаронный мастер-класс производит неожиданный эффект: вместо того, чтобы делать бусы, многие малыши пытаются слопать макаронные изделия. Возможно, это тоже синдром скучания по городу.
Нынче ветрено, и волны с перехлестом — но за нашим домиком нашлась тихая солнечная поляна, и постепенно здесь собралось множество народу. Сначала тут обустроилась «Ползучка» с самыми мелкими. Потом Полина принесла гитару. Макаронная фабрика тоже переехала из домика на поляну, а напротив еще беседка Насти с математикой. Ева заснула под песни прямо на траве. А Кит очень удивился, откуда я столько песен знаю. Ну да, обычно дома я пою две-три перед сном, и все. А тут целый час.
Интересно наблюдать, как разные родители «включаются» с разными песнями. Женя подпевает, когда пою Янку или The Doors. А Лида — «Зимовье зверей». Галя вдруг подхватывает Есенина, у нее оказывается замечательный голос. Но дети еще больше удивляют в плане репертуара. Вчера перед вечерней сказкой я сел на скамейку у столовой среди малышей и спел «Полосандию». А потом спросил у Евы, что еще спеть.
Ну какой фаворит может быть у ребенка трех с половиной лет? «Когда твоя девушка больна!» — не задумываясь воскликнула Ева. И все подпевали, между прочим.
Вообще меня давно интересует, насколько специальные «детские песни» нужны детям. Ну то есть нужны ли они в таких количествах, как их крутят по «Детскому радио», или на разных детских мероприятиях — все эти «динозаврики», «зайчишки», «кузнечики» и прочие «лунтики»? Почему детям обязательно впаривать песни про каких-то уменьшительно-страдательных персонажей?
Есть подозрение, что все это бело-пушистое музыкальное сюсюкание, возведенное в культ, — просто способ заработка для второсортных поэтов и композиторов. И цепляет оно взрослых гораздо больше, чем детей. Когда Кит был маленький, у него главными колыбельными были «Нюркина песня» Янки и Summertime, «Светит незнакомая звезда» и «Город золотой»... Но ни разу он не просил сюсюкальных песен, которые пели в садике или в мультфильмах.
После полдника игра «Пентагон», нечто вроде «Что-Где-Когда», но на несколько команд и с подсказками. Подсказок три круга: сначала самые тонкие, потом более очевидные. В зависимости от силы подсказки дается разное количество баллов. Я как взрослый номинально присутствую в команде Кита и его приятелей. Но только для наблюдения: пацаны удивительно быстро справляются без меня. Именно в этой игре становится заметно, что Кит собрал команду «Молния» из пацанов на два года старше него. Леша и Саша моментально читают вопросы, а он медленно, но тоже угадал парочку. Лидирует в команде Саша. «Персонаж сказки. Подсказка: Монета на Руси». Саша отвечает через десять секунд: «Пятачок». Нет, я так быстро не могу. И действительно, «Молния» заняла первое место, обойдя даже команду взрослых.
Вечером два замечательных спектакля — «Иван Иваныч Самовар» по Хармсу и «Королевский бутерброд» по Милну. В первом беременная Маша очень смешно изображает самовар. А второй показывает Ксения, прямо со спящим Гришей в слинге. После спектакля публика восхищается ее бутылочными куклами — Королем и Королевой.
Вслед за спектаклями малышня смотрит диафильмы. Сегодня показывают про Карлсона. Замечаем вдруг, какие крутые развлечения там фигурируют: у Малыша была паровая машина, которую Карлсон взорвал с помощью «двух бутылок денатурата». В наши дни детей к таким игрушкам за километр не подпускают. А у меня в детстве тоже был паровой кораблик, работающий на спирту, точь-в-точь как в мультфильме Миядзаки про «Рыбку Поньо».
После детского отбоя провожу для взрослых семинар по поэзии хайку. В конце предлагаю всем написать свое трехстишие на тему «Озеро». После разбираем результаты. Лучшим объявляется трехстишие Влада:
Шумный прибой —
волны крутят педали
пустого катамарана
Очень символично, что после этого автор лучшего трехстишия спас столовую от пожара. В самом конце хайку-семинара мы унюхали сильный запах горелого мяса. Оказалось, что повара оставили на плите в кухне кастрюлю, а сами ушли и двери все закрыли. Влад залез через окно и героически сдвинул раскаленную кастрюлю с плиты, а также выключил саму плиту.