Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Цены на нефть сейчас слишком высоки даже для России»

Дроллас прогнозирует консервацию экономики России

Россия останется сырьевой экономикой: высокие цены на нефть консервируют политическую и экономическую модели, уверен Лео Дроллас, директор лондонского Центра глобальных исследований в энергетике. И его центр — один из самых точных предсказателей нефтяных котировок — прогнозирует, что в течение 10 лет они не опустятся ниже $100 за 1 баррель.

— Центр глобальных исследований называют одним из самых точных предсказателей цен на нефть. Какой у вас прогноз по ценам на нефть на ближайшие годы?

— В 2012 году в среднем Brent будет стоить $113 за баррель, в 2013-м — на уровне $100 за баррель.

— А на более долгосрочный период?

— Сложно сказать. Ведь не знаешь, что может произойти. Например, в этом году на рост цен нефть повлияли не столько конфликты на Ближнем Востоке, сколько постоянно растущие государственные расходы Саудовской Аравии, на которую приходится больше половины мощностей Организации стран — экспортеров нефти.

— Каким может быть тренд нефтяных цен на ближайшее десятилетие?

— Думаю, что цены будут на уровне $100 за баррель, к концу десятилетия они будут на уровне $120 за баррель, но это не исключает каких-то всплесков. В целом стоимость нефти будет медленно расти, если не изменится отношение к нефтегазовому сектору. А я не вижу, чтобы оно менялось, ни на Ближнем Востоке, ни в России.

Конечно, высокие цены на нефть — это хорошие прибыли нефтяных компаний, что хорошо для бюджета стран, но плохо для других отраслей промышленности.

Высокая цена на нефть означают крепкий рубль, а ненефтегазовым отраслям нужна более слабая национальная валюта, чтобы стать более конкурентоспособными. Россия очень сильно зависит от нефти и газа. Модель российской экономики находится где-то посередине между экономической моделью Саудовской Аравии и свободной западной экономикой.

У вас несколько крупных нефтяных компаний и огромная газовая компания, но очень часто они подпадают под влияние правительства, которое изменяет налогообложение в зависимости от того, хотят ли власти, чтоб больше продуктов оставалось внутри страны, или хотят больше продавать. Понимаете, государственное влияние через налоговую политику растет. Кстати, такая же проблема и в Саудовской Аравии. В будущем было бы хорошо, если бы компании были более независимы от влияния властей.

— Вы верите в модернизацию и диверсификацию российской экономики, о которой говорит руководство страны? Или считаете, что мы так и останемся сырьевой экономикой?

— Россия останется сырьевой экономикой, потому что у вас гигантские ресурсы нефти. Поэтому вы останетесь экономикой, основанной на природных ресурсах. Как вам уйти от этого? Но вы должны не только развивать промышленность, но и производить товары, которые вы сможете продавать на рынке.

— Но пока цены на нефть на таком высоком уровне…

— Все правильно, вы не можете развивать промышленность, я это и хочу сказать.

Цены на нефть сейчас слишком высоки даже для России. Ваша страна очень много зарабатывает на нефти и газе, но это не помогает российской промышленности развиваться.

Невозможно одновременно иметь высокие цены на сырье, чтобы зарабатывать деньги, и в то же время развивать промышленность. Вы не можете иметь все сразу. И страна должна сделать выбор, Путин и Медведев. Это политическая воля — решить, что более важно в долгосрочной перспективе.

Проблема в том, что нефть и газ приносят столько денег, что им проще продолжать нынешнюю политику. Но это проще только с точки зрения краткосрочной перспективы, когда еще не надо сталкиваться с большими вызовами. Для долгосрочного будущего России необходимо развитие отраслей промышленности, чтобы люди могли находить работу. Ведь нефтегазовый сектор не создает много рабочих мест. А России надо больше рабочих мест в сфере услуг, в туризме, в легкой промышленности.

— Как вы думаете, присоединение к ВТО поможет развитию этих отраслей?

— Не так просто и не так быстро. Ведь торговые барьеры будут снижены, то есть больше товаров будет импортироваться в Россию, чем экспортироваться из России. Но в любом случае свободная торговля — это хорошая идея. ВТО — это драйвер модернизации. Конечно, это очень опасный драйвер, потому что вам многое необходимо улучшить. Вопрос в том, будет ли Россия способна это сделать достаточно быстро. Это большой вызов.

Новости и материалы
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
На Украине усиливают цензуру в ожидании негативного развития событий
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
Все новости