Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Это феномен»: как русский режиссер рисовал «Симпсонов»

К 30-летию «Симпсонов» русский режиссер рассказал, как рисовал первые эпизоды

Первая серия мультсериала «Симпсоны» вышла 30 лет назад — 17 декабря 1989 года. За 30 лет в эфире он попал в книгу рекордов Гиннесса как самый длинный сериал в истории. «Газета.Ru» попросила художника-мультипликатора Игоря Ковалева («Следствие ведут Колобки», «Пластилиновая ворона», «Приключения капитана Врунгеля»), который работал над «Симпсонами» в начале 1990-х годов, рассказать о секрете успеха проекта, сходстве «Симпсонов» с авангардным искусством и о том, почему подобный мультсериал не мог появиться в России.

— Как вас пригласили работать над Симпсонами?

— Я получил приглашение работать просто в Америку. На студию Nickelodeon. А конкретно студия называлась Klasky Chupo. Там как раз делался один из сезонов «Симпсонов». Меня взяли режиссером, а я еще не мог говорить по-английски. Поэтому мне предложили делать layout (прорисованная и подробная раскадровка — «Газета.Ru») для этого сериала. Первые деньги, которые я получил в Америке были на сериале «Симпсоны». И я делал layout, я не был режиссером. Я рисовал ключевые компоновки для сцен.

— Чем различалось производство мультипликации в России и в США?

— Совершенно ничем. Просто бумага была качественнее и карандаши. А так — все то же самое. Тот же процесс, такие же люди. Кто-то был талантливый на этой студии американской, кто-то — бездарный, как везде, как и в России — все то же самое.

— Не было ли культурного барьера с иностранными мультипликаторами?

— Нет, проблема была только в языке. Я первое время общался благодаря своей жене, которая была профессиональным переводчиком, она мне очень помогала. Я рад, что попал в такую среду. Я был единственный русский, благодаря этому я заговорил по-английски. Я не ходил ни в какую школу. А культурного шока не было никакого, совершенно. Отношение было потрясающее со стороны американцев. Студия Nickelodeon очень интернациональна. Я был единственный русский, но там же работали чехи, венгры, бельгийцы, голландцы, французы. Поэтому все было хорошо и чудесно.

— Какие первые мысли посетили вас при просмотре самих «Симпсонов»?

— Что это неординарно, это необычно. Прежде всего — дизайн. Он был интересный и на то время смелый, он понравился мне. А когда я стал понимать английский и вникать, то я даже считал, что это один из самых мощных сериалов, анимационных. Из-за того, что он смешной, ироничный. Меня поразило, как американцы могут сами над собой смеяться. Потому что создатели этого сериала — это американцы. И как они смеются над культурой, над обществом, над собой. Я понял, что в России на то время было невозможно сделать такой сериал, чтобы русские над собой так смеялись.

— Из-за разницы отношения к себе у народов?

— Ну конечно!

— Многие люди старшего поколения как раз говорят, что у них был барьер при первом столкновении с «Симпсонами», который исчезал после нескольких серий. Что за механизм мешал сразу же воспринять «Симпсонов»?

— Я даже не знаю, какие примеры вам привести. Джеймс Джойс написал «Улисс» — даже литераторы, даже критики это все принимали в штыки: «Что это? Как это?» Когда появились импрессионисты — вообще не могли на это смотреть люди, которые были в этой культуре. Поэтому все, что появляется новое, неординарное вызывает дискомфорт у человека. Человек чувствует себя некомфортно, потому что он не понимает это новое. И многие воспринимают в штыки. Потом проходит какое-то время — и люди начинают читать критику, им помогают понять, что это интересно, что это что-то необычное, и они до этого доходят. Это не только «Симпсоны», это в любом виде искусства.

— Есть ли у вас любимый персонаж в «Симпсонах»?

— Я вам сейчас честно скажу — я не очень большой любитель сериалов: и анимационных, и игровых. Но, так как я работаю в анимации, я смотрю какие-то сериалы, потому что мне надо с чем-то их сравнивать. Я не могу сказать, что я большой фанат, и у меня есть любимый персонаж. Они все разные, они все прекрасные.

— Что важно в каноне «Симпсонов», который позволяет мультфильму сохранять лицо на протяжении 30 лет, несмотря на постоянные изменения?

— Трудно сказать, очень. Да, это — феномен. Смотрите — и старое поколение, увидевшее «Симпсонов» в молодости, и молодое поколение, которое увидело «Симпсонов» буквально год тому назад, два, полтора — тоже подсаживаются. А что главное? Узнаваемость — люди видят самих себя в ситуации, в которой находятся персонажи. Им это знакомо и сценаристы обыгрывают знакомую ситуацию для людей смешно, парадоксально и неожиданно. Люди видят своих соседей, родственников и себя. Я уверен, что только поэтому. Ни один анимационный сериал не продолжал свое существование так долго, как «Симпсоны».

— Как вам кажется, что нового и важного удалось сказать «Симпсонам» об институте семьи, об обществе?

— Ой, вы знаете, я не могу такой делать разбор. Вы себе не представляете как мало серий я смотрел «Симпсонов». Я даже не посмотрел подряд ни одного сезона. Смотрел выборочно, особенно когда я работал. А сейчас я вообще не знаю, что происходит — даже не видел полнометражный фильм «Симпсоны». Поэтому мне очень трудно на этот вопрос ответить. Я думаю, что психологи уже давным давно это все открыли. Просто этот сериал настолько тонко следует психологии человеческой, они в струе. Cначала же писали и говорили, что этот сериал очень американский, об американской семье. Но, посмотрите — он безумно популярен и в Европе, и в Латинской Америке и даже в Азии. Рейтинг, я лично читал, с годами вырос в Азии и азиатских странах — Китае, Корее, Японии. Этот сериал о семье понятен всему миру, не только американцам.

Новости и материалы
Стали известны четвертьфиналисты чемпионата мира по хоккею
В Сумской области на Украине повреждены энергетические объекты
В правящей партия Грузии заявили, что не соглашаются с критикой Венецианской комиссии
В России планируют запустить жилищные вклады
В Курской области снова объявили опасность атаки беспилотников
В Белгородской области объявлена опасность атаки беспилотников
Вероятность нанесения ракетных ударов сохраняется в Новороссийске
Британский аналитик назвал условие для окончания сражения за Донбасс
В Москве заявили о блокировании ЕС счетов Россотрудничества и культурных центров РФ
Новичка минского «Динамо» сравнили с одним из лучших российских вратарей НХЛ
Назван лауреат Международной Букеровской премии
Белоус считает, что «Зенит» может простимулировать «Краснодар» победить «Динамо»
Госсекретарь США заявил, что иранскому народу стало лучше от гибели Раиси
Представительство РФ заявило, что ЕС рано или поздно придется вернуть украденные активы
В одном из регионов Украины произошли взрывы
США перебросили в Британию стратегические бомбардировщики B-52
Зеленский назвал причину нежелания приглашать Россию на саммит мира
Вашингтон считают, что Москва запустила в космос противоспутниковый аппарат
Все новости