Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Трудоголик в бриллиантах

145 лет назад родилась балерина Матильда Кшесинская

31 августа исполняется 145 лет со дня рождения Матильды Кшесинской — выдающейся балерины и выдающейся же придворной интриганки. Ее имя стало даже слишком известным благодаря еще не вышедшему фильму Алексея Учителя — в том числе и тем, кто еще год назад ассоциировал балерину только с принадлежащим ей особняком. «Газета.Ru» рассказывает о том, чем знаменита и чем заслужена Матильда Кшесинская.

Ее отец, Феликс Кшесинский — знаменитый танцовщик, прославившийся исполнением мазурки; Николай I особенно хвалил именно этот танец в его исполнении. Мать — в прошлом танцовщица, посвятившая себя делам семьи (Феликс был ее вторым мужем, от первого у нее было пятеро детей, в браке с ним — еще трое). Вся жизнь семейства была связана с театром; и старший брат, и старшая сестра Матильды также стали балетными — из-за нее будущая прима императорской сцены при первом появлении в афише даже была названа Кшесинской 2-й.

Девочку никто не спрашивал, хочет ли она учиться танцам — в 8 лет отдали в школу и успокоились. Меж тем она-то довольно долго не была убеждена, что хочет быть именно танцовщицей.

Сначала ее учил Лев Иванов — коллега и соратник Мариуса Петипа, соавтор «Лебединого озера»; Мариус Иванович, как известно, ставил «черные» сцены в знаменитом балете, Иванов же — белые, именно те, которые сотворили легенду. Печальный умница, не выдерживавший конкуренции с бодрым гением Петипа, он успокаивал свои нервы традиционным русским способом — и успехами детей не очень интересовался. Дети, соответственно, не очень интересовались предметом, то есть собственно танцем. Когда Матильде было одиннадцать, она оказалась в классе Екатерины Вазем — холодноватая петербургская прима, образцовая «классичка», по мнению будущей звезды, делала ей слишком мало замечаний (а это живущее в веках правило балетного класса: если тебя ругают — это хорошо, это значит, о тебе заботятся; если же урок прошел без замечаний — значит, педагогу ты безразлична). «Кшесинская, не морщите лоб, скоро состаритесь» — и это все?

К своим четырнадцати юная артистка подошла в сомнениях по поводу выбранного пути — но тут в Россию приехала Вирджиния Цукки.

Итальянки регулярно посещали Россию, брали они и долгие, многолетние контракты. Синонимом итальянской школы была виртуозность; петербурженки уже могли похвастаться божественной плавностью рук, но два раза ровно обернуться вокруг собственной оси считалось большим достижением. Цукки не только бойко вертела туры, но и всерьез играла на сцене — не была ни кукольной красоткой с безразличным личиком, ни слишком гримасничающей мимисткой.

Вот это сочетание техники и артистизма поразило Кшесинскую в ее четырнадцать — она увидела, какой балериной она хочет быть.

Именно балериной. В наше время так часто называют любую работающую в балетном театре девушку, но

в реальности же «балерина» — это официальная верхняя ступенька в карьере, исполнительница главных ролей.

В Большом театре сейчас их, например, девять — а вовсе не больше сотни, как полагают многие. Остальные — солистки и артистки балета. Во времена Кшесинской их было еще меньше — в первые годы работы Матильды Феликсовны делила репертуар лишь с итальянкой Пьериной Леньяни. При этом спектакли были за балеринами «закреплены», то есть соперница могла появиться в чужом репертуаре лишь при каких-то чрезвычайных обстоятельствах. Так вот, увидев на сцене Цукки, юная Матильда поняла, что хочет быть на сцене и хочет быть на ней главной, — и начала работать в зале как проклятая. В старших классах ее преподавателем стал Христиан Иогансон — и вот тут преподаватель и ученица нашли друг друга, его дотошность и ее одержимость работали на один результат — ее успех.

Ну да, на выпускном мастерство Матильды отметил Александр III. Да, он сказал ей: «Будьте украшением и славою нашего балета».

И на торжественном обеде посадил рядом с собой и сыном Николаем; ей вообще места на этом обеде не полагалось, и император согнал кого-то, чтобы освободить кресло.

И да — она влюбилась с первого взгляда, и наследник престола обратил на нее внимание. Но дальнейшая ее история — описанная во многих мемуарах, и доброжелательных, и злобных, –

это не история фаворитки, идущей по головам с помощью высокого покровителя.

Это история артистки, работавшей отчаянно много и фантастически качественно. А то, что она иногда могла с помощью знатных друзей объяснить дирекции Императорских театров, как эта дирекция неправа, — ну так кто бы, имея возможность исправить дурацкое указание начальства, этой возможностью бы не воспользовался?

Она пахала, пахала и пахала, осваивая итальянские виртуозные трюки, — именно она первой из русских балерин исполнила 32 фуэте. «К своим индивидуальным качествам, каковы неподдельная грация, изящество, feu sacre, увлечение, она присоединила первоклассную технику, виртуозность, разработала мимическую сторону своего таланта и в настоящее время является не только лучшей, но и единственной русской балериной в законченном, совершенном виде», — писала «Петербургская газета» в 1896 году об артистке, которой на тот момент было всего 24 года.

Она была и принцессой Авророй, и Пахитой, и феей Драже в «Щелкунчике», и Аспиччией в «Дочери фараона» — и каждый раз ее героини предъявляли свой характер, и каждый раз эти характеры были разными, «драматическая» часть работы также была сделана на совесть.

Она пробовала и хореографию нового века, танцуя в балетах Михаила Фокина, поучаствовала и в дягилевской антрепризе. Ну да, охраняла «свой» репертуар как драконица — золотую гору. Она сама решала, что надеть на спектакль, — и когда директор Императорских театров, отчаявшись добиться соответствия наряда эскизам художника, оштрафовал балерину на 50 рублей, с самых властных верхов раздался приказ отменить это распоряжение. Что ей этот полтинник? И оклад был неплох, и фанатичные поклонники дарили ей массу ценных подарков (по тогдашней традиции в газетах перечислялось все, что преподнесли артистке после спектакля) но, понятно, отмена штрафа была делом принципа.

Директор Волконский тогда подал в отставку, и сменивший его Теляковский ругался на балерину уже только в дневниках.

Но опять-таки — все это сопутствующие обстоятельства. И в истории искусства она останется как грандиозная классическая балерина. Вовремя вышедшая на сцену, вовремя прославившая русский балет и вовремя уехавшая из России, — понятно, что ей не удалось бы в советском отечестве дожить до счастливых 99 лет. Царей у нас было немало. Кшесинская — одна.

Новости и материалы
Ракетная опасность отменена в Белгородской области
В НАТО оценили возможность отправки войск на Украину
В Британии назвали сроки появления на Украине первых истребителей F-16
В Белгороде и Валуйках объявлена ракетная опасность
Специалисты «Ростеха» провели осмотр трофейного танка Abrams
Польский диссидент оценил вероятность вступления Польши в украинский конфликт
Мэр Харькова сообщил о взрыве в городе
Вице-канцлер Швейцарии внезапно умер в горах
На Украине заявили, что ВС РФ заняли за день в Харьковской области 30 квадратных километров
Супруга принца Гарри назвала Нигерию своей страной
Россиянам рассказали, как избавиться от отеков после майских застолий
На Украине рассказали об эвакуации жителей Харьковской области
Эрдоган назвал причину отмены визита в США
В Госдуму поступили кандидатуры на должности вице-премьеров и министров
В Израиле заявили о продолжении военной операции в Рафахе
В Воронежской области объявлена опасность атаки беспилотников
В ряде областей Украины объявлена воздушная тревога
В Госдуме назвали условие для мирных переговоров с Украиной
Все новости