Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Формальный, визуальный и Большой драматический

Лица культуры: худрук БДТ Андрей Могучий и его путь на сцену с улицы

«Газета.Ru» начинает проект «Лица культуры», посвященный людям, определяющим судьбы российского искусства, сцены и словесности. Первым героем стал Андрей Могучий — художественный руководитель Большого драматического театра им. Товстоногова, пришедший в него с улицы — в лучшем смысле этого слова.

Приход Андрея Могучего на пост худрука БДТ стал одним из самых ярких назначений в российском театре 2010-х — и в отечественной культурной номенклатуре в целом. От Владимира Мединского ждали обновления кадров в федеральных учреждениях культуры, однако никто не мог предполагать, что в случае с БДТ Минкульт России в своей решительности зайдет настолько далеко.

Генеалогия этого поворота судьбы чудесна: Могучий, в 2013 году взявший на себя бремя управления театром, история которого прочно связана с именем Товстоногова (и, соответственно, «золотым веком» советской режиссуры), — персонаж из параллельного мира, номенклатуре любого порядка как раз совершенно чуждый.

Формальный Могучий

Демократичная природа его характера всегда создавала коммуникативную свободу вокруг: не случайно возникший в 1989 году Формальный театр радостно и с легкостью занимался тем, что сейчас принято называть site-specific

— внедрялся в городские пространства фестивалей неформатного искусства, в уличную среду, в презираемые театром коридоры и комнаты.

И растворялся там, транслируя наружу тем, кто не видел смысла ходить в обычный театр, сигналы неслыханной свободы.

Веселое и брутальное «Orlando Furioso» по Ариосто, с которым Формальный театр в 1994 году участвовал в фестивале «Солнцеворот», осуществлялось прямо на площади перед театром «Балтийский дом» и в близлежащих кустах. Вместе с героями тогдашнего питерского андеграунда — Тимуром Новиковым, Сергеем Курехиным, Антоном Адасинским и рок-музыкантами — Формальный театр впускал на территорию нормативного театра газ нового свободного искусства.

Рассеянный коллаж из мерцающих реплик чеховских пьес — «Пьеса Константина Треплева «Люди, львы, орлы и куропатки» — захватил своей специфической меланхолией и тотальностью пространство перед Александринским театром, словно напоминая о проваленной здесь в 1898 году прижизненной чеховской «Чайке». Через минуту Могучий вместе с командой придет в «Балтийский дом» с главного входа. В переходах и служебных помещениях этого театра-фестиваля расположится одна из первых в отечественном театре «бродилок» — «Гамлет-машина» по Хайнеру Мюллеру и фрагментам из «Дисморфомании» Сорокина.

Из-под тела актрисы Виктории Ротановой, лежавшей на принтере, выезжали отксерокопированные куски текстов, зрителям негде было присесть, но зато было где блуждать по непарадным пространствам театра.

Профессиональное театральное сообщество приняло Могучего в самом начале 2000-х, когда он выпустил в «Балтдоме» свою «Школу для дураков» — музыкально организованное сочинение, в котором на равных пребывали молекулы текста романа Саши Соколова, визуализированные воспоминания из детства героев и самого режиссера и выращенные в актерах внутренние монологи.

За «Школу» он и получил Приз критики на «Золотой маске» — и в трудный для себя момент обрел необходимую поддержку.

Попав в нишу режиссеров-«визуальщиков», Могучий в действительности всегда был шире данных критиками определений: не случайно в одном из публичных разговоров про «визуальный театр» он вообще открестился от принадлежности к этому сегменту сценического искусства.

В общежитии Ленинградского института авиационного приборостроения Могучий устроил Центр эстетического воспитания, в котором изучал инструментарий театрального теоретика и практика Михаила Чехова, а также методологию классика «игрового театра» Ежи Гротовского. Там он, по сути, сочинял театр свободным, но не волюнтаристским, а органическим способом:

«скорее по законам музыки, чем драмы, рассыпая мир в хаос и снова собирая его в гармонию»,

как пишет критик Дина Годер в своей книге «Художники, визионеры, циркачи».

Пространство Могучего

«Школа для дураков» была устроена как открытая территория, в которой текст Соколова прорастал личными «воспоминаниями», монологами актеров. Почему этот драматический (а вовсе не «визуальный») спектакль выпадал из русла привычного?

Не теряя связи со своим андеграундным прошлым, Могучий и на территории стационарного театра показывал прежде всего человека, а не хорошо оснащенного ремеслом артиста. И театральный актер Дмитрий Воробьев, и нестандартная Вика Ротанова из Формального театра предъявляли прежде всего самих себя, хотя и достигалось это, безусловно, сложными внутренними техниками.

Беззащитность спектакля невероятно трогала зрителя, обезоруживая перед, казалось бы, пугающим «современным искусством». Перед ним была практически инсталляция в тюлевых занавесках и на осенних листьях, а контакт с ней происходил сильнее, чем с «психологическим» театром.

Непредсказуемость результата и зрительской реакции очаровывали в Могучем всегда — и в его «олдскульных» уличных перформансах, и в высокотехнологичных спектаклях на большой сцене Александринки или в Цирке на Фонтанке — там шел его «Кракатук», опыт нового российского цирка.

Внутренний радикализм в Могучем-художнике сочетался с деликатностью и товариществом особого, несентиментального рода: в своих штудиях он не щадил работы молодых, но помещал их в богатый контекст своего опыта и современности вообще. В 2009 году, в честь 20-летия Формального театра, командой молодых продюсеров был сделан фестиваль ТПАМ, «Театральное пространство Андрея Могучего». Могучий — широкой, но не ревнивой души человек — пригласил на ТПАМ европейских мастеров — от закарпатского венгра Атиллы Виднянского до смелого шведа Кристиана Смедса, и все они рассказывали о своих практиках и методах, а азартный «хозяин» находился в постоянном диалоге и с ними, и со слушателями.

Второй ТПАМ заселили в старую квартиру на Петроградской стороне — там собрались драматурги (среди них были нынешние звезды Наталья Ворожбит и Ярослава Пулинович) и режиссеры (в их числе Лера Суркова, Дмитрий Волкострелов), которые вместе сочиняли эскизы для этого еще хранящего запах ушедших людей пространства.

Квартирная жизнь была утопией, временной коммуной, в которой все чувствовали себя братьями и добрыми соседями.

Но лучше всех чувствовал себя Могучий, чья театральная юность и пришлась на жизнь в такого рода «комьюнити»: вместе купить микроавтобус, вместе колесить по европейским фестивалям, вместе искать, из какого сора сделать сценографию. Выросшие там эскизы в миниатюре демонстрировали стратегию Могучего. В них органика, аутентичность и вписанность в место важнее «ремесла» и давно скомпрометировавшего себя так называемого «качества». В этой способности учитывать контекст и среду, а не навязывать миру концепт и было то, что так ценится в современном театре.

Александринка и не только

Отсутствие тоталитарной выучки удивительным образом сказывается в судьбе Могучего и обустраивает ситуацию, складывающуюся вокруг его персоны.

Везде он чувствовал органически точно, как бы высекая из контакта между собой и «местным» искру сотворчества

— что в крошечном зале питерского театра «Приют комедианта» (где в 2006-м вышел скандальный «Не Hamlet» по «Дисморфомании» Сорокина с перформером Анваром Либабовым в роли сумасшедшего профессора), что во дворе Михайловского замка, где играли «Петербург» Белого. Или — на большой сцене императорской Александринки, где с 2008 года он вместе с художником Александром Шишкиным выпустил целый ряд впечатляющих визионерских спектаклей.

Причем этим мостиком мог быть любой артефакт — от старейшего артиста Николая Мартона, который стал символом александринских спектаклей Могучего, до гениального композитора-эксцентрика Каравайчука — тот не только написал музыку к «Изотову» Могучего, но и инфернальным образом перевоплотился в пространстве спектакля: в финале постановки оголялись спрятанные под полотнищем огромные клавиши рояля.

В фестивальном «Между собакой и волком» выдуманная Сашей Соколовым страна Заитильщина была обставлена и обвешана Алексеем Богдановым старым тряпьем с барахолок. В «Иванах» на сцену выходила живая лошадь.

Режиссер, раз и навсегда отказавшийся жизнь изображать, сталкивал нас с жизнью напрямую. Ему всегда мало коробки, мало театра как просто театра.

Большой Драматический Могучий

Приход в БДТ не был сопряжен с революцией — хотя кто-то боялся, что сейчас начнется стройка века. У Могучего, привыкшего идти от актера и от человека, от его природы и психофизики, нет идеи ломать.

Одним из первых спектаклей в БДТ стала «Алиса» с Алисой Фрейндлих в роли шагающей из эпохи в эпоху девочки, сквозь марево истории Кэролла приоткрывающей нам свою собственную жизнь.

Личное присутствие артистки и женщины, о личном никогда публично не говорившей, в сюрреалистическом мире художницы Марии Трегубовой производило оглушительный эффект.

А новая жизнь БДТ началась с его «Что делать» — спектакля по Чернышевскому с реальным (а не игровым) присутствием режиссера Бориса Павловича, вступавшего с публикой в диалог от лица автора произведения.

И дело не только в том, что БДТ видится Могучим и его командой как место в городе, открытое к коммуникации, хотя здесь сейчас, как и во многих других театрах сегодня, — огромное количество образовательных инициатив. Дело еще и в концепции «новой анонимности», о которой Могучий говорит как о своей мечте. Мол,

пусть купят билет не на режиссерское имя, крупно набранное на афише, а просто на спектакль.

Так, в своих «Пьяных» по пьесе Ивана Вырыпаева режиссер дал звучать пьесе, а не себе, — и в результате постановка произвела впечатляющий эффект на приличную публику БДТ. Обещанная «новая анонимность» вполне способна сделать из нас не послушного сытого потребителя, но человека, идущего в театр ради встречи с неизвестным. Могучий продолжает играть в игру с открытым финалом, а это самая рискованная и увлекательная игра на свете.

Новости и материалы
Найдено сходство между иммунитетом растений и человека
Лавров оценил слова главы МИД Британии о праве Украины наносить удары по РФ
Найден способ лечения опасной для жизни черной плесени
Ученые выяснили, что боль может быть заразной
Врач назвала простой способ улучшить здоровье мужчинам среднего возраста
Диетолог Дианова: мужчинам рекомендовано отказаться от красного мяса
Избавиться от коронавируса может помочь препарат от диабета
Зарема раскритиковала футболиста «Спартака»
Завод оборонного концерна Diehl в Берлине полыхает уже третьи сутки
Названы БАД, которые могут облегчить синдром раздраженного кишечника
В Запорожье произошли взрывы
«Байер» повторил рекорд, который держится 59 лет
Лавров не поверил заявлениям Швейцарии о желании видеть РФ на саммите по Украине
Россия поставила гуманитарную помощь в Нигер
В ДНР семья подорвалась на мине
Врач объяснил, почему болят «застуженные» почки
Уролог Малхасян: холод опасен для почек из-за риска восходящей инфекции
Упражнения на выносливость меняют работу тысяч генов во всем организме
У россиянина развился редкий синдром Пурфюра ди Пти
В Первой Градской больнице помогли мужчине с вышедшим из орбиты глазом
Лавров объяснил «пещерную русофобию» Макрона
Все новости