Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Все стало вокруг голубым и зеленым

В прокате — новый фильм Валерии Гай Германики «Да и да»

Вышел в прокат «Да и да» — любовная драма Валерии Гай Германики, призер Московского кинофестиваля и одна из первых жертв «закона о мате».

Учительница Саша влюбляется в художника. Учительница молодая, носит дреды и работать в школу пошла, чтобы обрести независимость от родителей — которые у нее, прямо скажем, не интеллигенты. Художника зовут Антонин, по паспорту Коля, и о природе своего призвания он рассуждает мало — потому что редко бывает трезв и здоров.

Его жизнь, на взгляд обывателя, — бесконечный ад, население которого в редких перерывах между попойками и развратом находит время для создания произведений искусства.

Саша до поры до времени терпит — ее волнует только ее возлюбленный, в неприбранное жилище которого она отважно переезжает. Она ему, и это очевидно, не очень нужна, хотя один раз за фильм и он говорит «люблю» со всей определенностью.

Впрочем, куда более искренне звучит его «Да. И да» в ответ на два замечания комплиментарного свойства в адрес не то учительницы, спящей рядом, не то нарисованной ею картины.

Новый проект режиссера Валерии Гай Германики вызвал интерес еще на стадии съемок. Еще бы: автор жесткого «Все умрут, а я останусь» и сериала «Школа» снимает лав-стори. Ждали разительных перемен — особенно после многосерийного и вполне «Краткого курса счастливой жизни», прошедшего на Первом канале, и сериала «Майские ленты», уже показанного по украинскому ТВ. В обоих режиссер продемонстрировала, что интересуется жизнью во всем ее многообразии, а не только маргинальными ее проявлениями, как гласила падкая на стереотипы и невнимательная к ее творчеству молва.

Не тут-то было:

все фирменные приметы режиссерского почерка здесь, на месте — прыгающая, следующая за персонажами камера, физиологизм, обнаженные тела и чувства.

Присутствовала еще и обсценная лексика, но пала жертвой закона о мате: теперь вместо нецензурной брани в фильме — красноречивая тишина. Есть и новые приметы: в кадре постоянно, с редкими перерывами меняется цвет, есть анимационные вставки. На последнем Московском кинофестивале картина получила приз за режиссуру.

В интервью, данных по поводу фестивальной, а затем и прокатной премьеры, Германика вновь повторила слова, сказанные ранее, — что

снимает сериалы для того, чтобы получить деньги на полный метр.

Если продолжить эту мысль, получится, что в многосерийных фильмах для телевидения автор демонстрирует свой профессионализм по заранее утвержденному сценарно-драматургическому плану. А вот в полном метре — выходит на просторы самовыражения. И вот тут обнаруживается удивительная коллизия:

выйдя на эти самые просторы в «Да и да», автор, кажется, забыла, что хотела сказать.

Например, так и не выбрала, кого из героев назначить главным: вроде бы это девушка Саша — но ее повседневная жизнь остается за кадром, чтобы оставить побольше места для утомительно-подробных наблюдений за Антонином. Или Антонин — но начинается и заканчивается фильм с Саши.

Природа и семантика сине-красно-зеленого мерцания тоже непонятна: оно ненадолго прерывается в нескольких сценах, но так и остается непрочитанной загадкой.

Как и анимационные видения в виде волков и воронов. Как и многое другое.

При этом огульно ругать эту картину не поворачивается язык: по всему фильму рассыпаны настоящие режиссерские жемчужины. Например, исполненная красоты и нежности сцена физической близости героев, в которой шершаво-документальная манера съемки оказывается только на руку. Или ее полная антитеза — приступ пьяного разврата, случающийся на очередной богемной попойке. Или приступ вдохновения у Саши, когда та под песню «Говорит и показывает» группы «Пикник» вдруг берется за краску — и получается настоящий видеоклип.

Или страшно сентиментальный, но при этом изумительно снятый финал — заставляющий, правда, жалеть, что линия психологической зависимости героини от своей матери была не проработана, а только намечена.

После документальных «Мальчиков» и «Девочек» и дебютного «Все умрут, а я останусь» Гай Германику хвалили за уникальную режиссерскую оптику, позволяющую сократить до нуля расстояние между режиссером и персонажами, сделать их фантастически настоящими без применения спецэффектов. В сериалах Германика продемонстрировала, что умеет работать и на этой дистанции.

«Да и да», кажется, фиксирует момент перехода режиссера в какое-то новое качество — причем момент максимальной неустойчивости, когда автор сомневается и пробует.

Впрочем, у этой неуверенности есть, возможно, и другие корни. Германика неоднократно говорила в интервью, что во многом рассказанная в фильме история — ее личная. Холодная рациональность, неоднократно продемонстрированная ею в обращении с сюжетами, на этот раз могла стать жертвой этого очень личного подключения к истории, не давшего режиссеру уверенной рукой вымарать излишние подробности и длинноты. И выгнать из фильма своих личных, никому более не видимых монстров, которые, кажется, едва не превратили автора в персонажа.

Новости и материалы
Мишустин пообещал разобраться с министрами, не ответившими на звонки депутатов
Акции российских золотодобытчиков резко подорожали
МЧС РФ назвало число жертв в ДТП с автобусом в Петербурге
Для упрощения выплат правительство создаст реестр нуждающихся граждан
Владельца затонувшего в Петербурге автобуса штрафовали за нарушения 23 раза
Власти сообщили о состоянии пострадавших при ДТП с утонувшим автобусом в Петербурге
В сухопутных войсках ВСУ рассказали, когда наступит критическая фаза конфликта
Депутаты ГД призвали устранить дефицит медработников
Мишустин назвал уровень госдолга в России одним из самых низких в мире
Зеленский подтвердил наступление ВС РФ на Харьков
Владельца упавшего в Мойку автобуса оштрафовали на ₽400 тысяч
Мишустин рассказал депутатам о росте доходов населения
Володин сравнил доходы России от сельского хозяйства и продаж оружия
Sony до конца весны объявит дату выхода God of War Ragnarok на ПК
Стало известно, что болезнь Лайма могла выйти из биолабораторий США
Для москвичей проезд до кладбищ на православные праздники сделают бесплатным
Украинский беспилотник сбили над Белгородской областью
В Новосибирске расселили жителей треснувшего дома
Все новости