Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

В Кремле опере приказали стать балетом

В Кремле открывается III Международный фестиваль балета

Премьерой «Волшебной флейты» Андрея Петрова в Кремле открылся III Международный фестиваль балета — и между спектаклем открытия и его дальнейшей программой сразу обозначился разительный контраст.

«Волшебная флейта» Андрея Петрова — это по-прежнему Моцарт, но его уже не поют, а танцуют. Хореограф, четверть века руководивший созданной им самим труппой Кремлевского балета, в конце прошлого сезона был передвинут с позиции худрука на почетный пост президента компании. Влияние на актуальный процесс он потерял, теперь в театре все решает Андрис Лиепа, но последнюю премьеру, которую он готовил в течение сезона, ему дали выпустить.

И «Волшебная флейта» стала спектаклем — подведением итогов не только для самого Петрова, но и для театра в целом.

В 1990 году Петров — солист Большого театра, затем заведующий труппой и понемножку балетмейстер — создал свой театр как некоторую альтернативу совсем замшелому тогда Большому. Великих свершений от него никто не ждал (помнили танцы, сотворенные им в операх «Октябрь» и «Повесть о настоящем человеке»), но ждали некоторого оживления балетного пейзажа. Череда последовавших спектаклей эти надежды похоронила: оригинальные сочинения хореографа (вроде дидактического «Наполеона») успехом не пользовались.

Скоро театр нашел свою нишу — работа для тех зрителей, что хотели бы посмотреть классический балет, но в принципе не могут позволить себе билет в Большой и даже в Музыкальный.

Очень небольшие зарплаты и плохие условия работы (так, пол в Кремле бетонный, что очень вредно для балетных ног) приводили к тому, что в эту труппу выпускники московского училища шли тогда, когда их уж вовсе никуда не брали; иногда дело спасали провинциалы, стремившиеся во что бы то ни стало перебраться в столицу.

На сегодняшний день Кремлевский балет так и работает в жанре «бюджетная классика»: на афише «Лебединые озера» и «Спящие красавицы», отредактированные Андреем Петровым.

Зал всегда полон, ведь в первые ряды партера можно попасть за 1,5 тыс. руб., а приличное место в амфитеатре получить за 500 руб. (в Большом — 8–10 тыс.).

Теперь эта эпоха заканчивается. Понятно, что под управлением Андриса Лиепы труппа будет заниматься в большей степени его проектами (Лиепа специализируется на реконструкции и стилизации балетов Дягилевских сезонов). Петров же напоследок выпустил «Волшебную флейту».

Зрелище это в некотором смысле волшебное. То есть вот человек, которому мягко сказали: спасибо, ваши сочинения больше не нужны, а с прокатом классики мы справимся сами, делает авторский спектакль.

И этот авторский спектакль оказывается составлен из воспоминаний о той классике, что он резал и перешивал 20 лет.

Его собственный язык (ну некоторый язык у него все же был) пропадает, тушуется, становится совсем незаметным. И принц Тамино (Михаил Мартынюк) выпрыгивает, будто из «Корсара», ближе к финалу кордебалет кружит вокруг влюбленной парочки, как лебеди в «Лебедином озере», а птички, которых поймал птицелов, уж слишком напоминают кур из «Тщетной предосторожности» Фредерика Аштона (постановка Лондонского Королевского балета 1960 года).

Все 150 минут балета становятся каким-то гигантским дайджестом, причем в тексте отражается не только Мариус Петипа, но и Юрий Григорович, пара спектаклей которого значится в репертуаре Кремлевского балета.

Петров оставил моцартовский сюжет (в программке либреттистом указан Эмануэль Шиканедер, который покинул этот мир 200 лет назад и протестовать уже не может), но сделал вид, что зашифрованная опера Моцарта (с воспроизведением обряда посвящения в масоны) таковой вовсе не была.

История принца, которого Царица ночи отправляет искать похищенную дочь, превращена просто в сказку.

И артисты Кремлевского балета (роль Памины досталась Ирине Аблицовой, Папагено стал Кирилл Ермоленко, Папагеной — Алиса Асланова) так и играют в сказку, в детский утренник — с утрированными эмоциями и простодушным комикованием. При этом собственно танцевальный текст, уж какой есть, они воспроизводят старательно и не без блеска. Текст же музыкальный (партитуру приспособил к танцам композитор Владимир Качесов) обрел качество служебной, не претендующей ни на что музыки.

Впрочем, на эффект сопровождения поработала и специфическая акустика Кремлевского дворца.

Впереди в программе фестиваля — вещи неизмеримо более интересные. В репертуарных спектаклях Кремлевского балета появятся наши и зарубежные звезды, причем звезды настоящие, высшего класса. В субботу, 20 сентября, графом Альбертом, что уморил девушку в «Жизели», станет солист Мариинки Ксандер Париш (англичанин, оставивший Королевский балет и несколько лет назад перебравшийся в Петербург, потому что счел необходимым работать в балетной столице мира).

В воскресенье днем в «Щелкунчике» можно будет увидеть еще одну идеалистку: американка Джой Уомак училась в московской школе, затем была приглашена в Большой, но через несколько месяцев заявила, что для нее невозможна ситуация в театре, где продвижение обеспечивается не артистическими достоинствами, и ушла в Кремлевский балет.

22 сентября в «Лебедином озере» появится блестящая пара из английского Королевского балета — Сара Лэмб и Стивен Макрей

23-го под колосники Кремля сиганет Кимин Ким — корейский сверхвиртуоз, учившийся у наших педагогов и ныне работающий в Мариинке, а 24-го в «Спящей красавице» принцем Дезире станет утонченный мариинский danseur noble Владимир Шкляров. Историю о веронских влюбленных разыграют 25 сентября прима и премьер Национального балета Кореи Ким Чжиен и Ким Хен Ун,

днем 28 сентября в «Снегурочке» можно будет увидеть Наталью Балахничеву — пожалуй, единственную балерину Кремля, что сделала бы честь и Большому.

И наконец, 30 сентября в «Корсаре» будет демонстрировать шикарные трюки кубинская пара, ныне работающая в Норвежском национальном балете, — Иоланда Корреа и Йоэль Карреньо. А потом зрители разойдутся, и для театра наступит новая жизнь.

Новости и материалы
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший крах в этом году банк
Зеленский назвал дедлайн для Украины
Ученые выяснили, что подъем по лестнице существенно продлевает жизнь
Психолог объяснил, почему до 14 лет стоит ограничить ребенка в смартфоне
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Все новости