Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Активист, дарвинист и конформисты

Кирилл Серебренников поставил в «Гоголь-центре» спектакль «(М)ученик»

Кирилл Серебренников поставил в «Гоголь-центре» спектакль по пьесе «(М)ученик» Мариуса фон Майенбурга — о том, как запросто религиозный фанатизм подчиняет себе конформистское сообщество на примере отдельно взятой школы.

Наверное, ни в одном театре не цитировали Библию так часто, как в «Гоголь-центре» на постановке пьесы «(М)ученик» Мариуса фон Майенбурга. Каждая сентенция снабжается указанием книги, главы и стиха — огромные буквы проецируются на белую стену. Нет, не то чтобы Кирилл Серебренников встретился с Господом и хочет его всем показать. Даже наоборот, герои премьеры произносят нечто настолько шокирующее, настолько жестокое, настолько не соответствующее представлению о «религии любви», что режиссеру приходится подтверждать документально, что в Писании все именно так и есть.

Фабула пьесы хорошо описывается уже ее российским прокатным названием, описывающим трансформацию школьника Вениамина из «нормального трудного подростка» в настоящего радикала, правдоискателя и правдоговорителя с Богом в сердце и Библией в руках, — на глазах своих одноклассников и учителей и при тесном с ними взаимодействии. У Вениамина появляется последователь — калека-изгой, которого наставник обещает исцелить силой молитвы.

Но миссионер находит и врага: школьный психолог — она же преподаватель биологии — старается решить проблему мальчика и встречает резкий отпор. Новый пророк готов вступиться за свою веру и не остановится даже перед преступлением.

Мариус фон Майенбург — штатный драматург берлинского «Шаубюне» и соратник его руководителя Томаса Остермайера, лидера европейской режиссуры, — мало-помалу становится главным немецким автором и на нашей сцене. В 2010 году его пьесу «Урод» поставил театр «Практика». А в начале этого сезона в Театре наций вышел «Камень» Филиппа Григорьяна. И это была странная встреча. Григорьян занимается сложным визуальным театром, делает на сцене фантастические, парадоксальные картины;

Майенбург — социальный аналитик, аккуратный, сдержанный и точный.

«Камень» Театра наций оказался чем-то вроде комикса по пьесе: самый заурядный бюргер, ветеринар, сочувствующий Гитлеру, превратился в эсэсовца с перекошенным лицом и орлом под мышкой (обыватель-нацист в оригинале у Майенбурга, пожалуй, был даже пострашнее).

Теперь к этой компании присоединился Кирилл Серебренников — пьеса «(М)ученик» появилась в планах «Гоголь-центра» всего несколько месяцев назад, и вот уже вышла на сцене.

Режиссер просто не мог пройти мимо: школьник-фанатик со Святым Писанием показался ему слишком своевременным героем.

К тому же Серебренников, некоторое время назад объявивший о наступлении в своей творческой биографии «времени прямых высказываний», нуждался в таком драматурге, как Майенбург, — сосредоточенном вокруг одной, четко сформулированной проблемы.

Несмотря на то что руководитель «Гоголь-центра» всегда был сугубо социальным автором, общественная тема в его исполнении раньше была более расплывчатой: его спектакли нулевых — скорее обобщения, сложносочиненные образы реальности. Но Серебренников, который мыслил аллюзиями, метафорами, многозначными символами, Серебренников — постановщик «Господ Головлевых» и «Мертвых душ», на время отступил. Его, сегодняшнего режиссера, интересует конкретное общественное явление.

«Отморозки», «Идиоты», «(М)ученик» — линия спектаклей, за которыми стоит совершенно внятный повод.

Это случаи, когда героев — поименно — можно найти в новостях: вот молодые радикальные оппозиционеры (читай: нацболы), вот еще молодые люди, которые занимаются художественным акционизмом (Pussy Riot), а теперь и другие молодые люди, которые занимаются православным активизмом (нужно ли говорить, что в постановке «Гоголь-центра» действие происходит не в Германии, а в России?).

Театральный язык Серебренникова менялся вместе с характером его высказываний. В «Отморозках» еще можно разглядеть его прежний почерк: тут и полицейские решетки — визуализация атмосферы в обществе; и гроб, обитый красным, — мертвая ноша героя; и фирменная отсылка к «Гамлету», которую режиссер когда-то прятал в каждом спектакле. Со всем этим решительно покончили «Идиоты», вдохновленные, по словам Серебренникова, не только фильмом Ларса фон Триера, но и его манифестом «Догма».

Никаких «придумок», никаких «символов», никакой «театральности» — строгое представление на нескольких квадратных метрах паркетного пола.

В «(М)ученике» — та же прямота мысли и формы. Пространство — почти бытовое: обыкновенный театральный павильон, унылым цветом стен обозначающий школу. Так мало общего с декорацией «Мертвых душ» — та была сама по себе сложным поэтическим высказыванием о Гоголе. И хотя недавно Серебренников восстановил ее для новой редакции спектакля — в его последних работах лирика уступает место анализу.
Драматург и режиссер исследуют реакцию инертного общества на религиозную агрессию. Сами же мотивы школьника-экстремиста не волнуют ни того, ни другого:

артист «Седьмой студии» Никита Кукушкин, парень с ангельским лицом, играет абсолютно непрозрачного персонажа, которого априори нельзя понять, тем более — посочувствовать ему.

Что руководило мальчиком Вениамином, когда и как он превратился в фанатика, мы не знаем. Был «нормальный трудный подросток» — и тут, на тебе, заговорил библейскими цитатами. Интересно, что и пьеса «Урод» начиналась тем, что Летте, парадоксальным образом не подозревавший о своем уродстве, внезапно понимал, насколько он безобразен. Майенбурга интересовало то, что последует за самоопределением «я — урод». Открывающая сцена «(М)ученика» — тоже своего рода каминг-аут: наконец-то мать выпытывает у сына, с чего это он пропускает занятия и вообще стал странным.
Признание развязывает Вениамину руки: в школе он больше не скрывает своих убеждений и тут же разворачивает серию протестов.

Заплыв в одежде на физкультуре — против одноклассниц в бикини. Стриптиз на уроке биологии — против сексуального просвещения. Танцы в маске гориллы — против учения Дарвина, как же без этого.

Поединок школьника-фанатика с атеистской-либералкой, преподающей биологию, действительно поединок: в этом учебном заведении они — единственные люди с убеждениями.

Педагогический состав во главе с директором старой закалки (прима театра Светлана Брагарник) не знает, какую сторону выбрать: их и мальчик-юродивый пугает, но и прогрессивная биологичка со своим сексуальным просвещением им не по нраву; исполняющая эту роль Виктория Исакова играет драму интеллигента, которому приходится говорить с глухими, — роль героическая и, наверное, лучшая в спектакле).

Директриса — та вообще только и ждет, чтобы закончить педсовет и распить бутылку коньячку с подружкой-завучем. Как и везде, в вопросе религии обыватели предпочитают компромисс, которого, конечно, достичь нельзя: как бы ни хотелось и нашим и вашим, чтобы в курсе биологии был и креационизм, и дарвинизм, на это не пойдут ни поборники веры, ни популяризаторы науки.

На фоне Вениамина совершенно сливается со школьным персоналом даже отец Всеволод, преподаватель ОПК (Алексей Девотченко в накладной бороде — главный аттракцион спектакля).

Хотя батюшка и носит имя воинственного протоиерея Чаплина, он не спешит принимать сторону маленького крестоносца: тот не признает ни одной христианской церкви и ставит им в пример другие религии, где остались люди, готовые умирать и убивать за веру.

Тем не менее конформизм пасует именно перед фанатиком — к такому выводу приходит пьеса Майенбурга. В конце концов Вениамин добивается своего: учителя биологии в лицо называют позором школы и увольняют. Учительница отказывается уходить — и прибивает кеды гвоздями к полу, как будто отвечая этим жестом на двухметровый крест, сколоченный ее недоброжелателем и оказавшийся наутро на школьной стене. И становится ясно, что вынесенное в название слово «мученик» относится только к ней.

Новости и материалы
Пашинян счел странным ежегодное присутствие на параде Победы в Москве
Санду объяснила, почему не утвердила Гуцул членом правительства
В России открыли предзаказ на мотоциклы Aurus Merlon, дебютировавшие на инаугурации Путина
Санду рассказала, почему Молдавия остается бедной страной
Найден новый способ лечения наследственной слепоты
Российские активы принесли UniCredit рекордную прибыль
«Рыжий» из «Иванушек» удивился грядке бамбука за миллион в Сочи
Санду рассказала, что делала в день начала СВО
Представлен иранский смартфон с изогнутым экраном за 16 тысяч рублей
46-летняя Анфиса Чехова снялась топлес
Патриарх Кирилл обратился к Путину после молебна
Посол ФРГ в России Ламбсдорф прибыл в Берлин
Жители украинского города сообщили о взрывах и столбе дыма
Звезда фильма «Цой» показала своего сына, отрастившего волосы ниже плеч
В Финляндии рассказали, когда могут открыть границу с Россией
Дзюба отказался от продления контракта с «Локомотивом»
Польский судья Шмидт передаст прошение об отставке через посольство в Минске
В Приморье нашли мужчину, который сломал нос и пальцы случайному подростку
Все новости