Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Пятый и другие пункты

Выставка «Отечество мое – в моей душе» покажет произведения из собрания Музея искусства авангарда в ГМИИ имени Пушкина

На выставке «Отечество мое – в моей душе» в ГМИИ имени Пушкина представлено собрание частного Музея искусства авангарда – около сотни произведений Марка Шагала, Амедео Модильяни, Эль Лисицкого и Люсьена Фрейда, которые символизируют концепцию субъективного собирательства, не ограниченного ни бюджетом, ни идеологией.

По давней традиции в начале каждой зимы Пушкинский музей открывает большую экспозицию, приуроченную к музыкальному фестивалю «Декабрьские вечера». Так случилось и в этом году, несмотря на перемены в руководстве ГМИИ. Новый директор Марина Лошак не торопится ломать здешние каноны, сложившиеся при Ирине Антоновой. Выставка «Отечество мое – в моей душе» проходит в привычном пространстве Белого зала и колоннады, но, впрочем, узнаваемый формат все-таки не лишен необычного содержания.

Впервые в России показана масштабная коллекция Музея искусства авангарда (МАГМА).

По музейным меркам это собрание следует считать совсем молодым: музей основан в 2001 году Вячеславом Кантором, крупным предпринимателем и президентом Европейского еврейского конгресса. Но поиск экспонатов для него происходил чрезвычайно интенсивно, на приобретения тратились весьма внушительные суммы, так что короткая история вопроса в данном случае не подразумевает слабости промежуточных результатов. На выставке можно увидеть целый ряд несомненных шедевров, от которых не отказался бы ни один музей мирового уровня. Знаковой в этом смысле можно считать картину Валентина Серова «Похищение Европы», которая раньше временно хранилась в Третьяковской галерее, но в итоге была выставлена на продажу из-за того, что в ГТГ не нашлось денег на выкуп произведения у законных владельцев.

Зато деньги нашлись у Кантора, и сейчас «Похищение Европы» занимает почетное место на выставке, тогда как Третьяковка вынуждена довольствоваться эскизным вариантом этой композиции.

Разумеется, Серов не единственный «фронтмен» в собрании Музея искусства авангарда, здесь вообще все очень неплохо обстоит с громкими именами. В том числе и теми, которые почитаются на всей планете, а не только в России. Например, такие фигуры «парижской школы», как Амедео Модильяни, Хаим Сутин или Осип Цадкин, не требуют рекомендаций ни в одной стране с развитой художественной культурой. Не нуждается в каких-либо оправданиях или дополнительных объяснениях присутствие в коллекции авторов вроде Марка Ротко (в экспозицию включен ранний, еще довоенный портрет его кисти) или Люсьена Фрейда, чья грандиозная ретроспектива только что проходила в венском Музее истории искусств.

Владелец собрания явно нацелен на международный контекст, однако нельзя не заметить, что важнейшую роль он отводит художникам, родившимся когда-то на территории Российской империи или СССР. И художники эти большей частью еврейского происхождения.

Впрочем, зритель имеет полное право ни разу не зацикливаться на «национальном вопросе», поскольку сюжеты здешних холстов и скульптур не столь уж часто содержат сугубо еврейские коннотации, да и генеалогия ряда авторов отнюдь не безупречна с ортодоксальной точки зрения. Но внутренние приоритеты создателя музея на выставке вполне выражены. Как заметил Вячеслав Кантор на пресс-конференции, «хотелось создать что-то очень русское, очень еврейское и очень значительное». Пожалуй, все три позиции в нынешнем проекте так или иначе представлены. «Еврейское» возникло само собой, «русское» – отчасти тоже, поскольку многие авторы неразрывно связаны с культурной историей России; назвать хотя бы Льва Бакста, Роберта Фалька, Эль Лисицкого, Александра Тышлера, не говоря уж про Илью Ефимовича Репина, чье «Парижское кафе» тоже фигурирует в экспозиции.

А «значительное» – это уже результат селекции арт-рынка и крупных финансовых вложений.

Словом, еврейская тема здесь неизбывна, но отнюдь не так настойчива, как может показаться до знакомства с выставкой. Да и термин «авангард», декларированный в названии музея, не следует понимать догматически. От своего хрестоматийного значения, подразумевающего вполне определенные художественные эксперименты 1910–1920-х годов, он расширен до весьма далеких пределов. Обнаруживаются в экспозиции и ню от Зинаиды Серебряковой, и метафизические натюрморты Владимира Вейсберга, и даже неоакадемический портрет кисти Дмитрия Жилинского. Гранды нонконформизма советского времени – Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эрик Булатов – тоже едва ли могут быть причислены к авангардистам, хотя бы потому, что само это слово так и не прижилось по отношению к послевоенному отечественному искусству.

Но если не упираться в буквальные соответствия заявленной формулировке, то коллекция не вызывает ощущения бурной эклектики.

Работы разных лет и разных авторов пронизаны множеством тонких связей, они без труда укладываются в голове как музейное целое. Опять же особую роль тут играет высокое художественное качество: классные произведения искусства гораздо спокойнее уживаются между собой, чем второсортные. На примере шедевров всегда проще осознавать банальную истину насчет того, что настоящим художникам делить друг с другом нечего, достойное место найдется для каждого.

Новости и материалы
В Орловской области повреждена энергетическая инфраструктура
Мощный пожар с детонациями начался на складах «Новой почты» в Одессе
Один из поджигателей синагоги в Варшаве оказался подростком
Украинский дрон повредил линии электропередачи в поселке Поныри Курской области
Протестующие в Тбилиси пытались проникнуть в здание парламента 
Трамп обвинил Байдена в растрате средств на размещение нелегалов
«Боруссия» переиграла «ПСЖ» в первом матче 1/2 финала Лиги чемпионов
В Харьковской области произошел взрыв
В столице Нигера подняли российские флаги
Ученые нашли точное место раскола между Африкой и Южной Америкой
Спецназ полиции применил резиновые пули против митингующих в Тбилиси
ПВО уничтожила БПЛА над Брянской областью
В Африке Land Cruiser превратили в экстремальный пикап с пулеметом
«Зенит» обвинили в инертности после двух поражений подряд
Ксения Собчак показала винтажную сумку, за которой охотятся коллекционеры
США ввели санкции против сотрудников колонии, где умер Навальный
ВС России ударили по Одессе
Стилист Бородиной высказался об «отпускном тренде за тысячи долларов»
Все новости