Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

О чем пьют мужчины

В прокат выходит фильм Виктора Шамирова «Игра в правду»

В прокате «Игра в правду» — экранизация сентиментальной пьесы французского драматурга Филиппа Лелюша про женщину, пришедшую на мальчишник, с Гошей Куценко и Ириной Апексимовой в главных ролях.

Три университетских товарища собираются в квартире у самого веселого и неудачливого из них ритуально пить водку, есть капусту и бодро жаловаться друг другу на жизнь. Успешный предприниматель Марк (Дмитрий Марьянов) из-за ревности потерял жену, но делает вид, что наслаждается свободой. Замотанный семьянин Гена (отмеченный наградой «Кинотавра-2011» Константин Юшкевич) об этой свободе только мечтает. Нищий ученый Толя (Гоша Куценко) погибает от всего сразу – личной нереализованности, утраченной любви и горькой водки. Пьянка в нарочито ветхой квартире пойдет по новому сценарию: стол накрыт на четверых, и вот-вот появится Майя (Ирина Апексимова) – общая студенческая любовь, с которой герои не виделись двадцать лет.

Виктор Шамиров – театральный режиссер, работающий с текстами в диапазоне от Островского и Лермонтова до Гришковца и Вуди Аллена; кинозрителю он известен в первую очередь по туристической комедии «Дикари». Подобно героям того фильма, он первым в новом российском кино протоптал дорогу к месту, где здорово отдыхать и душой, и телом. Это остров мужской сентиментальности – с пляжем, дебрями, солнцем, непогодой, соленой водой вокруг, необходимостью добывать огонь, угодьями для охоты, застывшим временем и беспощадным эхом. Вслед за Шамировым на этой земле высадился «Квартет И», сюда же в 2011 году заглянул со своей «Сатисфакцией» Гришковец.

В будущем эту землю обетованную наверняка оккупируют выходцы из какого-нибудь Comedy Club, но пока здесь все еще можно отдыхать и чувствовать себя дикарем.

В «Игре в правду», основанной на пьесе французского драматурга Филиппа Лелюша, Шамиров идет на лихой эксперимент — высаживает на мужском острове женщину. Появление в кадре героини Апексимовой переворачивает фильм-мальчишник с ног на голову. Во-первых, у нее для бывших поклонников шокирующая новость. Во-вторых, спустя двадцать лет все они по-прежнему ее любят. В-третьих, присутствие дамы требует подвига. Но драться в сорок лет уже неловко, а сорить деньгами в старой советской квартире негде. Поэтому три мушкетера проверяют свою отвагу игрой в правду. И узнают друг о друге много опасных вещей.

Кинотеатральный постер, изображающий всю четверку голыми в одной постели, с одной стороны, соответствует смыслу пьесы (здесь все сдирают друг с друга кожу — и делают это любя), а с другой, формирует у зрителя превратное впечатление.

Если не знать, кто такой Шамиров, легко предположить, что «Игра в правду» — очередная в меру одаренная отечественная комедия про адюльтер.

На самом деле это и искреннее, и искрометное кино про жизнь, способное привести в восторг огромное количество людей. Просто компания, выпустившая очередной качественный русский фильм, не потрудилась сделать так, чтобы зритель о нем узнал. И это уже второй подобный казус за неделю: недавний «Марафон» Карена Оганесяна тоже потенциальный народный хит, идущий в пустых залах.

«Игра в правду» — экранизация очень условная; это не старательная адаптация, а авантюрная контрабанда театра в кино. От первого здесь невероятная сценическая плотность смешного и грустного и нарочитая актерская игра. От второго — крупные планы, операторская концентрация и полное погружение в среду.

Многие критики, в первую очередь театральные, считают историю Лелюша и Шамирова пошлой.

Во-первых, потому, что чрезмерная сентиментальность всегда спекулятивна. Во-вторых, потому, что пьесу, пользующуюся спросом у массового зрителя, по всем правилам необходимо объявить пошлой. С последним бесполезно бороться, с первым тяжело спорить. Действительно, кто-то любит пьяные разговоры за жизнь, а кто-то вызывает такси.

Для критики такого искусства, наверное, надо изобрести какой-то новый счетчик Гейгера, показывающий, когда искренность переходит в фальшь. Кто-то из зрителей спокойно переносит пьесы Евгения Гришковца, а кто-то устает от первой же увиденной «монодрамы». Кому-то нравится творчество «Квартета И», кому-то — нет. Одно можно сказать точно: из перечисленных чувственных спекулянтов Шамиров наименее утомительный.

Новости и материалы
Жена Диброва снялась в крошечном бикини в Индии: «Путешествие без одежды»
В Дагестане задержали блогера, призывавшего «истреблять неверных украинцев»
В СНБО Украины считают необходимыми удары дронами по территории России
Законопроект о мобилизации направили на подпись Зеленскому
В Краснодарском крае объявлено штормовое предупреждение
Донцова считает, что Кунгурова можно было спасти
Энергоэксперт назвал выгодный для России сценарий конфликта на Ближнем Востоке
Пропавшего на Сахалине водолаза нашли живым спустя двое суток
Моргание помогает «перезагружать» мозг, выяснили ученые
Хави сравнили с уволенным из «Спартака» тренером
41-летняя Наталья Подольская вышла в свет в «голом» платье
В Калининграде приостановили производство автомобилей «Амберавто»
РПЦ возмутилась показом «Слова пацана» на федеральных каналах
Над российским регионом сбили три беспилотника ВСУ
Пьеха встретился с сыном и бывшей женой на своем концерте: «Это святая традиция»
Татьяна Лазарева показала видео танцующей Пугачевой
В Белоруссии заявили, что качество инвестиций России в страну «оставляет желать лучшего»
Израиль попросил более 30 стран ввести санкции против Ирана
Все новости