Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

По ком стоит колокольня

В прокате «Я тоже хочу» Алексея Балабанова — мистическая драма о дороге шести персонажей к персональному концу света

В прокате «Я тоже хочу» — финальный опус Алексея Балабанова, в котором бандит, музыкант, алкоголик, старик, проститутка и мальчик-пророк отправляются за счастьем в вечную ядерную зиму между Петербургом и Угличем.

Встретив в бане музыканта (Олег Гаркуша), бандит (Александр Мосин) рассказывает тому о совершенном ранее убийстве и о том, что есть где-то между Петербургом и Угличем загадочная Колокольня Счастья, которая забирает людей. Вокруг колокольни — ядерная зима и вымершие селения. Что там приключилось, никто не знает, но зато патриарх велел пускать всех. Назад, правда, еще никто не возвращался, хотя, как говорят, колокольня забирает не каждого. Бандит намеревается попытать счастья, прихватив друга (Юрий Матвеев), которого принудительно лечат от алкоголизма. «Я тоже хочу», — говорит музыкант.

Черный джип, отправляющийся за вроде бы желанным, но донельзя неконкретным даром, постепенно заполняется пассажирами: друг бандита, отец друга, проститутка (Алиса Шитикова), мальчик-пророк из телевизора (сын режиссера Петр Балабанов).

Кто-то хочет счастья, кто-то ничего уже не хочет, кому-то все равно, про кого-то совсем ничего не понятно, но всем неизвестность обещания колокольни представляется более уместной, чем привычное течение жизни.

Про «Я тоже хочу» с подачи самого Алексея Балабанова нередко говорят как про последний фильм, и он правда похож на подведение итогов. Если понимать под этим не попытку финальных умозаключений с большой буквы,

но несколько растерянный и уставший взгляд даже не на пройденный путь, а прямо перед собой.

Когда уже ничто не может отвлечь от фатальной сфокусированности на чем-то своем.

Перед экраном возникает странный для кино эффект: как если смотришь в окно электрички и не знаешь, сколько времени это продолжается. И почти никогда не бывает скучно пялиться в это окно, хотя спроси кто, на что же ты там глазеешь или что увидел, вряд ли удастся ответить.

Разве что когда через белизну экрана побежит голая баба мимо покосившихся пустых изб, занесенных снегом.

Сами же персонажи фильма и вовсе мало на что обращают внимание.

Пока герой Гаркуши невозмутимо ждет спутников на заднем сиденье машины, где-то за его спиной на звуковой дорожке разворачивается продолжительная сцена аварии: кажется, некто последовательно таранит с десяток припаркованных автомобилей — сцена для хита на YouTube, но здесь ни человек в кадре, ни камера не уделяют ей и толики внимания. Ничто не отвлекает от собственных переживаний. Похищенный из больницы мордоворот излагает оригинальную концепцию употребления водки: «Мне интересно менять состояния. Иначе скучно.

Интересно же, когда плохо, потом хорошо, потом опять плохо».

Из ватного морока прорываются иногда короткие откровения на платоновском языке: «Проститутка я. Туловищем торгую», — говорит взятая с обочины зареванная выпускница философского факультета. При прочтении описания фильма неизбежно приходит на ум аналогия со «Сталкером» Андрея Тарковского: путешествие нескольких случайных персонажей в некую зону к месту, которое способно дать нечто, но никто не знает, что именно. Но нет, это не потусторонний «Сталкер» с его позднесоветским фантастико-философским первоисточником братьев Стругацких, а именно фантастический реализм, как определяет жанр сам режиссер. Сродни тому, что прорастал в землю в «Котловане» Андрея Платонова, где язык превращал бытописание в тревожное наваждение.

В повести Платонова слово «счастье» на разный лад повторялось едва ли не по три раза на странице, но так и осталось неуловимой для определения и понимания сущностью.

В фильме Балабанова это слово также раскладывается на разные голоса, но с такой интонацией, что стирается любая возможность его наполнения. «Счастья хочу» — а что за счастье такое, в чем оно для каждого отправившегося к колокольне? Собственно, не обретая никакого содержания, оно оказывается антитезой жизни.

Не то чтобы герои были отчаянно несчастными людьми, но жить им определенно в тягость.

Может, это и есть отчаяние: спокойное, глухое, бесчувственное.

«Вощев добрел до пивной и вошел туда на искренние человеческие голоса. Здесь были невыдержанные люди, предававшиеся забвению своего несчастья, и Вощеву стало глуше и легче среди них».

Новости и материалы
Врач назвала зону, боль в которой связана с болезнями сердца
Врач Концедайло: боль в зоне от мочки уха до пупка указывает на больное сердце
Лукашенко назвал реальный риск для Белоруссии
Актриса «Последнего богатыря» не может оплатить долги из-за работы
Во Владикавказе участковый не смог остановить драку глухих, не услышавших его замечания
Журналист рассказал, как США уничтожают доказательства военных преступлений
Российская школьница попала в больницу после избиения мачехой
Виктория Дайнеко показала фигуру в откровенном наряде после похудения: «Вернула свое тело»
В Совфеде РФ призвали наказывать критикующих страну россиян
В Волжском отец бросил ботинок в жену и сломал череп пятимесячной дочери
Подполье заявило, что взгляды экс-сторонников Украины в Херсоне изменились
Максим Галкин подал кассационную жалобу в суд из-за иноагентства
Экс-футболист «Спартака» потратил несколько миллионов рублей за полтора дня
Ксения Собчак публично высмеяла Машу Малиновскую
Пособника СБУ в Запорожской области отправили в тюрьму на 11 лет
Индия поставила в Россию смартфонов на рекордную сумму
В Омске локализовали пожар на предприятии с нефтепродуктами
На всей территории Украины звучит сигнал воздушной тревоги
Звезду «Чебурашки» не пустили с дочерью на концерт в Лютеранском соборе
Все новости