Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Крест неверия

На Венецианском кинофестивале показали новые работы Теренса Малика и Ульриха Зайдля

Режиссеры венецианского фестиваля задумались о том, что делают с человеком вера и религия: в «К чуду» Терренса Малика получилось заумно, в картине «Рай. Вера» Ульриха Зайдля — скандально, в «Мастере» Пола Томаса Андерсона — драматично, а в «Я тоже хочу» Алексея Балабанова — условно.

«Любовь любит нас», — бормочет за кадром женский голос по-французски. «Я думаю о Нем», — отвечает мужской голос по-испански. Первая реплика принадлежит Ольге Куриленко, вторая Хавьеру Бардему; молчит лишь Бен Аффлек, все напряженнее всматриваясь в пространство и силясь разглядеть там что-то трансцендентное. Это новый фильм великого Терренса Малика «К чуду», и пока переполненный зал не отрывается от экрана. Через считанные минуты кино кончится, и публика возмущенно засвистит и затопает ногами. Гении разделяют зрителей и критиков, это нормально, — однако тут провал бесспорен. Методика свободного монтажа и неизменно подвижной камеры, представленная в «Древе жизни», предыдущем фильме режиссера, тут доведена до абсурда:

сюжет невнятен, актеры не играют, текст можно перестать слушать в любой момент.

Пожалуй, лучшее применение для такого зрелища – включить его без звука на автореверсе в какой-нибудь модной галерее, и пусть себе играет: зачем сидеть в зале два часа, благоговейно затаив дыхание, категорически непонятно.

Иные скажут, что Малик заигрался, что поза затворника и гуру окончательно свела его с ума. Другие будут утверждать, что в фильме слабый сценарий: отдать бы его в другие крепкие руки, и было бы все тип-топ. Но проблема глубже. Малик пытается снимать кино о приближении к Абсолюту (отсюда заголовок: «К чуду» — в смысле, к главной французской святыне, Мон Сен-Мишелю, куда едут в паломничество влюбленные герои) и о его трагической недостижимости, над которой все время размышляет герой Бардема, заброшенный в американскую глушь священник-испанец. Но диалог с высшими силами не дается ни Бардему, ни самому Малику: его пафос кажется то слишком абстрактным, то вовсе фальшивым, а многозначительность вызывает смех.

Проблема богооставленности – возрастающей нужды человека в высшем авторитете и невозможности его обрести – неожиданно оказалась центральной на 69-м Венецианском фестивале.

И некоторым авторам удалось поднять ее в более острой и художественно актуальной форме, чем Малику. Например, австрийский радикал Ульрих Зайдль тоже снимает без четкого сценария, а диалоги в его картинах – результат импровизаций, но его новая работа «Рай. Вера» (вторая часть «райского» триптиха после показанной в Каннах «Любви» о сексуальном туризме) отчетливо и жестко расставляет точки над i.

Анна-Мария – родная сестра симпатичной тетушки, навещавшей Кению в «Рае. Любви», — главная героиня «Веры». Играет ее изумительная Мария Хофштаттер («Собачья жара», «Импорт-экспорт»), которая готовилась к роли семь лет.

За это время она успела пожить в монастыре, приняв обет молчания, провести неделю в лесу без пищи, а также походить по квартирам иммигрантов в венских предместьях, пытаясь обратить их в католичество.

Именно этим на экране занимается Анна-Мария, по основной профессии медсестра, взявшая на время действия фильма отпуск. Поначалу кажется, что этим картина и ограничится: днями улыбчивая тетушка с волосами, забранными в пучок, бродит по чужим домам со статуэткой Мадонны, вечерами молится и кается, ползая по своему просторному жилищу на коленях и бичуя себя перед распятием. Но впоследствии страсти накалятся, а распятие будет снято со стены и использовано, мягко говоря, не по назначению. Ведь Иисус – предмет страстной и вполне земной любви героини, который для нее противопоставлен реальному мужу – парализованному седобородому мусульманину: в один прекрасный день тот заявится домой после многолетнего отсутствия и начнет устанавливать там свои порядки.

«Вера» — смешной и безнадежный фильм о том, как любовь к Всевышнему лишает права на любовь твоего ближнего.

Конфликт блаженной миссионерки Анны-Марии и патриархального Надиля (его сыграл тезка – массажист из Вены Надиль Салех, отнюдь не инвалид) — не противоборство христианства с исламом, а схватка души с телом – которые в конечном счете оказываются неотделимыми друг от друга. Из дома, где ее ждет супруг, героиня постоянно сбегает к незнакомцам: ее встречи с одиноким чудаком, недавно похоронившим маму, с русской алкоголичкой, не способной ни секунды прожить без бутылки водки, или двумя респектабельными гражданскими супругами, живущими «во грехе», могли бы потянуть на серию отдельных короткометражных фильмов.

Однако в конечном счете Анна-Мария возвращается к Надилю – ей приходится выбирать между ним и небесным супругом, укоризненно взирающим на нее со стены.

Похожая драма разворачивается в жизни Фредди Куилла (лучшая роль Хоакина Феникса, достойная и венецианских наград, и «Оскара») – героя умопомрачительного «Мастера» Пола Томаса Андерсона. Хотя действие происходит в ХХ, а не XXI столетии, в Америке, а не Европе.

В центре сюжета не пожилая женщина, а молодой мужчина, суть происходящего на удивление близка: сексуальные фрустрации, перманентная неудовлетворенность и одиночество моряка-алкоголика, вернувшегося на родину после Второй мировой. Все это приводит его к религиозному культу – в секту харизматичного Ланкастера Додда (Филипп Сеймур Хоффман).

Апокриф гласит, что в основе образа Додда лежит реальная биография Рона Хаббарда, основателя сайентологии, но при просмотре фильма этот вопрос оказывается сугубо второстепенным. «Мастер» состоит из череды парадоксальных, гротескно-выпуклых живых картин, представляющих в разрозненных эпизодах одиссею Фредди – неврастеника и визионера, балансирующего на грани между юродством и богоискательством. До конца остается неясным, была ли в жизни Фредди большая любовь – Дорис, юная нареченная, ждавшая его в своем белоснежном доме с фронта, да так и не дождавшаяся, — или он ее выдумал.

То же самое можно сказать и о Додде – то ли подлинном пророке, то ли шарлатане, то ли воображаемой фигуре отца. Вселенная фильма создана настолько виртуозно и при этом плотно, операторские эскапады Михая Малаймаре (это он снимал три последних фильма Ф. Ф. Копполы) и гипнотизирующая музыка Джонни Гринвуда так затягивают зрителя, что и он теряет чувство реальности. Количество вопросов, с которыми нас оставляют последние кадры «Мастера», позволяет дать лишь одно логическое объяснение всему увиденному и пережитому:

этот фильм – развернутая аллегория взаимоотношений человека и Бога, которые уже давно искренне ненавидят друг друга, но обойтись друг без друга все еще не способны.

На это же, кстати, указывает и заголовок, который можно трактовать сколь угодно расширительно.

Не точку, но многоточие в этой нескончаемой теме поставит премьера новой картины Алексея Балабанова «Я тоже хочу», представленная в параллельном венецианском конкурсе «Горизонты». В начале фильма один из его персонажей, Музыкант (Олег Гаркуша), идет в церковь, да и остальные герои – Бандит, Алкоголик, Проститутка — к религии явно неравнодушны, но веры для удовлетворения их мечты не хватает: приходится прибегнуть к суеверию.

Погрузившись в угрожающе-черный джип, все вместе они отправляются в паломничество к легендарной Колокольне Счастья, расположенной где-то между Питером и Угличем, в тщательно охраняемой зоне вечной ядерной зимы.

Говорят, желания одних она удовлетворяет, а других отвергает, обрекая на неминуемую погибель.

Вряд ли кто-то удивится, встретив в самом финале непростого пути еще одного странника – самого Балабанова, впервые сыгравшего в собственном фильме. Разумеется, кинорежиссеры пытаются угадать и описать то, чем живет современное человечество, но и сами как-никак к нему принадлежат. Потому сейчас, к концу года, который, согласно древним поверьям, должен увенчаться Концом Света, они понемногу уходят от модной апокалиптической тематики – кажется, для того, чтобы напоследок помолиться. Каждый на свой лад.

Новости и материалы
Уровень воды в реке Ишим достиг критериев опасного явления
Москвичам рассказали о погоде на 20 апреля
В Эквадоре объявили чрезвычайную ситуацию национального масштаба
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Все новости