Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Они о нас

На фестивале NET показаны два иностранных спектакля по пьесам Горького

Фестиваль NET в первые дни своей работы показал два иностранных спектакля по пьесам Максима Горького – «На дне» Оскараса Коршуноваса и «Детей солнца» Иво ван Хове.

Двумя иностранными спектаклями по пьесам Максима Горького открылся 13-й международный театральный фестиваль NET – Новый европейский театр. Полнометражная разговорная драма Иво ван Хове «Дети солнца» рассказывает современному европейцу, в каком хрупком и стерильном мире он живет. А в камерном эксперименте литовского авангардиста Оскараса Коршуноваса пьеса «На дне» стала отправной точкой в исследовании потемок актерской души.

Вдохновленный неудачей чересчур «театральной» постановки пьесы «На дне» в Осло (на большой сцене, в исторических костюмах), Оскарас Коршуновас решился на смысловые сокращения –

никаких декораций, минимум театральных приемов, из текста – только четвертый акт.

Все внимание на актеров – кроме них, в черной коробке сцены нет почти ничего. За длинным столом, уставленным бутылками и гранеными стаканами, обитатели «дна» глотают горькую. Еще есть гора пустых ящиков из-под стеклотары, бегущая строка с обрывками пьесы, да маленький аппарат, проецирующий на стенку внутренние ландшафты сидящих за столом алкоголиков – у кого карта мира, у кого печальные песчаные пляжи северного моря. Иногда – когда персонажи входят в пьяный раж, – аппарату достается кулаком по корпусу.

Минималистичное решение пьесы родилось в гастрольном автобусе. Актеры вильнюсского Театра Оскараса Коршуноваса возили спектакль «Гамлет» по городам Европы, а в пути перекидывались репликами из хрестоматийного произведения Горького. Сам «Гамлет» начинался с того, что каждый герои, еще сидя в гримерке, смотрели в зеркало и спрашивали двойника: «Кто ты?». Теперь в «На дне» они, уже несчастные обитатели ночлежки, будто призраки мрачного Эльсинора, блуждают между личностью, создаваемым образом и персонажем.

Алкоголь, как и театр, может дать трансцендентный опыт, а может и погрузить на дно обыденности.

Блистательная труппа Коршуноваса с риском для здоровья экспериментирует над природой перевоплощения и балансирует между откровением и пьяной истерикой, между обращением к зрителю и заигрыванием с толпой.

Зрителей немного, сидят они предельно близко — лицом к лицу с исполнителями, фактически за одним столом — и постоянно подвергаются провокациям: то водки наливают (настоящей!), то закуской в лицо запустят, то начнут драться – прямо перед вами завяжется лютая драка.

Каждому зрителю предлагается выпить еще и разбудить в себе внутреннего обитателя Хитрова рынка – или хотя бы посмотреть, как это делают другие.

Но если Коршуновас весь уходит в глубину, то Иво ван Хове намеренно работает на поверхности.

Его трактовка пьесы Горького «Дети солнца» не глубже выгородки, которая в спектакле голландца выдвигает действие на авансцену, но при этом отличается кристальной ясностью, простотой и чистотой – ни одного лишнего поворота головы, ни одного бессмысленного или грубого движения. Так что даже перенос действия из 1860-х в условные 1960-е выглядит не трюком, а вполне академичным приемом. Тем более что трагикомические анекдоты и гуманистические излияния героев Горького звучат со сцены почти без купюр.

Горстка кухонных интеллигентов стремится изменить мир своими бесконечными и, в сущности, прекрасными разговорами и не замечает, что за окном начинается буря. В комнате стоит вполне достоверный голубой экран отечественной сборки, транслирующий советскую телереальность середины ХХ века. Гагарин в ней перемешан с Лениным, хор под управлением Александрова с ансамблем «Песня» и парадом Победы. Эта черно-белая картинка шуршит фоном и, пока герои выясняют свои высокие отношения, даже наполовину закрыта ажурной салфеткой.

Режиссера интересует время, но не конкретно-историческое, а время вообще — некая условная эпоха перемен, которая проходит мимо.

Время нестабильности – хоть русская революция, хоть финансовый кризис – которое разрушает жизнь хороших людей.

Голландский режиссер уловил горьковскую тоску по Чехову (в этом году в его театре появился спектакль под названием «Русские!», в котором «Иванов» оказался перемешан с «Платоновым»). Иво ван Хове чуток к страданиям всех в этом мире, кто за смешными разговорами не замечает, как рушится его дом. Наверняка он слышал о том, что на премьере «Детей солнца» в неспокойном 1905 году зрители массово бежали из зала московского Художественного театра, заслышав на сцене звуки погрома.

Станиславский пишет, что Горький в этой пьесе «держался за петрушечью деталь». Иво ван Хове следует завету автора, шаржируя болтливых идеалистов, делая их смешными и трогательными. Естествоиспытателя Протасова все время преследуют дым, пена, закадровые взрывы и прочие фокусы. Простодушный комизм мизансцен (если слесарь называет ветеринара «скотский доктор», то тот обязательно появляется в дверях) не противоречит гуманистической патетике «буревестника революции».

Нарочитый финал спектакля, в котором реальность топорами врывается в нашу красивую белую выгородку, окончательно сошедшая с ума от горя Лиза читает стихи под песню Radiohead, а на белое пространство проецируются кадры хроники — от Второй мировой до Бен Ладена, не портит общей благостной картины. Просто, раз уж решил не врать, голландец честно рассказывает – тем, кто не в курсе, – какое будущее Горький уготовил разнообразным дачникам и прочим мещанам. Но все равно они все ужасно симпатичные люди, и пастельная палитра со сдержанно-буржуазным тоном им так к лицу…

Новости и материалы
На китайском рынке появился автомобиль Panda Karting от Geely
Армянская оппозиция рассказала, сколько займет процесс импичмента Пашиняна
Названа родительская ошибка, ухудшающая поведение ребенка
Стало известно, помогает ли цинк быстрее избавиться от простуды
В Новосибирске самокатчик угрожал водителю пистолетом
Популярный рэпер умер на сцене от усталости
Губерниев: умные люди от Олимпиады не отказываются
Власти Швейцарии пытались отменить церемонию 9 мая в Базеле
Гигантское пятно на Солнце стало видно невооруженным глазом с Земли
Лукашенко пообещал лично рассмотреть обращение польского судьи об убежище
«Реал» лишился ключевого игрока на финал Лиги чемпионов
Венгрия поддержала мирный план Китая по Украине
Зеленский уволил главу госохраны после «предотвращенного покушения»
Минобороны России показало парад глазами летчиков ВКС
Стало известно, как долгожителям удается сохранять ясный ум
В соцсетях обсуждают новый вкус российского шоколада «Виски-Кола»
Лукашенко призвал не допустить третьей мировой войны
Мексика столкнулась с нехваткой алюминия
Все новости