Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Карл Фаберже был не единственным выдающимся ювелиром»

Интервью с заместителем гендиректора музеев Кремля по выставочной работе Зельфирой Трегуловой

В среду, 6 апреля, музеи московского Кремля открывают выставку «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России». Рассказать об этом проекте «Парк культуры» попросил заместителя гендиректора музеев Кремля по выставочной работе Зельфиру Трегулову.

— Отчего такая затейливая формулировка в названии выставки?

— Действительно, название придумалось не сразу, потому что тема выставки довольно обширна. Мы показываем более четырехсот экспонатов, начиная с XVIII века, с эпохи Екатерины Великой, и вплоть до 1960-х годов. Но имя Карла Фаберже в заглавии – это не приманка: ровно половину выставки составляют произведения мастеров его фирмы. В проекте приняли участие многие музеи России и некоторые частные собрания, в том числе два зарубежных. Выставка получилась совершенно уникальной, она посвящена особенностям работы русских мастеров с полудрагоценными и поделочными камнями, которые иногда назывались «самоцветами». Речь о яшме, халцедоне, лазурите, нефрите, а также об аметистах, диамантинах, хризопразах. Это не камни первого класса, не рубины, изумруды или сапфиры. Но делали из самоцветов настоящие шедевры – и предметы, которые украшали большие дворцовые интерьеры, и камерные изделия, стоявшие на столах или каминных полках, и ювелирные украшения вроде камей. Мы показываем экспонаты небольшого масштаба – те, что можно поместить в витринах.

— Правда ли, что особое внимание вы уделили традициям уральских камнерезов-кустарей?

— Совершенно верно. Именно по этой причине мы пригласили к участию в выставке не только знаменитые музеи из двух столиц, но и музеи Урала, где очень много интереснейшего материала. Кое-что наверняка станет открытием для тех, кто интересуется этим искусством: около трети экспонатов на нашей выставке выставляются впервые.

— Это касается и работ фирмы Фаберже?

— В том числе. Например, некоторые экспонаты из музея Горного института в Петербурге обычно хранятся в запаснике в силу их исключительной ценности. Среди них немало произведений от Карла Фаберже, которые почти никем не видены. Но, разумеется, будут на выставке и знаменитые произведения мастеров фирмы – скажем, шесть пасхальных яиц, изготовленных по заказу императорской семьи. Одно из них, с букетом лилий из халцедона, Николай II подарил своей супруге в 1899 году. Есть еще яйцо с миниатюрной копией крейсера «Память Азова» – его дарил супруге Марии Федоровне император Александр III. Очень любопытна история незаконченного яйца, которое долгое время в разобранном виде хранилось в Минералогическом музее имени Ферсмана. Несколько лет назад наша сотрудница Татьяна Мунтян документально установила, что эти две синие сферы и хрустальное матовое «облако» представляют собой фрагменты яйца, которое готовилось в подарок цесаревичу к Пасхе 1917 года. По понятной причине оно осталось незавершенным.

— Если экспонатов от фирмы Фаберже набралось около двухсот, то наверняка пасхальными яйцами дело не ограничивается...

— Мы также показываем уникальную группу предметов, так называемых objets de fantasie. Своего рода «товарный знак» Фаберже – флоральные композиции, цветы в хрустальных вазочках с будто бы налитой в них водой. Трудно поверить, что они сделаны человеческими руками. Работы такого типа пользовались в свое время невероятной популярностью, как и фигурки животных, вырезанные из полудрагоценных камней. Причем нам хотелось не только представить эту сферу во всем многообразии, но и провести аналогии с работами Картье 1900-х годов, которые он создавал под сильным влиянием Фаберже. В экспозиции произведения обоих мастеров весьма интересно сопоставляются. А на манеру самого Карла Фаберже влияние оказали произведения уральских камнерезов, которые можно было увидеть на всероссийских кустарных выставках. Надо добавить, что мастеров для своей фирмы Фаберже набирал в той петербургской школе, где преподавали как раз носители уральских традиций резьбы по полудрагоценным камням. Фаберже многое позаимствовал в этих традициях и поднял их на другой, более утонченный и изысканный уровень. Кстати, эта тенденция в какой-то мере продолжилась и после революции. На выставке можно увидеть ряд работ, созданных ювелирами уже в советское время, назову хотя бы имя Василия Коноваленко.

— Но преобладают все же экспонаты, выполненные по придворным заказам?

— Их действительно много, однако хватает и вещей, которые делались по заказам буржуа или просто в расчете на состоятельных покупателей. Именно в таких украшениях чаще всего использовались полудрагоценные камни. Там виден иной вкус – иногда его можно даже назвать «купеческим», но мы все же старались отбирать работы, которые бы не навевали мыслей о китче. Благо, возможность выбора имелась. Состав выставки урезался порой жестко и намеренно. С другой стороны, куратор стремился показать материал в максимальном спектре. Например, нельзя не упомянуть сенсационную серию работ «Воюющие державы» Алексея Денисова-Уральского. Эти произведения, созданные в 1914–1916 годах, позднее были описаны в романе Ивана Ефремова «Лезвие бритвы». Долгое время даже специалисты считали описание фантазийным, и лишь сравнительно недавно удалось его идентифицировать с реальными предметами. В этой серии аллегорически представлены образы как союзников России в германской войне, так и ее противников. Разумеется, они изображены очень по-разному: первые – с симпатией и с уважением к национальным символам, вторые – в резко сатирическом духе. Уверена, что эта серия вызовет огромный интерес публики, и очень надеюсь, что зарубежными зрителями она будет воспринята в историческом контексте Первой мировой войны, то есть без обид... Кстати говоря, одна из задач проекта состояла как раз в том, чтобы дать понять: Карл Фаберже был отнюдь не единственным выдающимся ювелиром своего времени.

— Пользуясь случаем, не могу не спросить о другом – о судьбе депозитария музеев Кремля, вокруг строительства которого некоторое время назад было столько разговоров...

— На мой взгляд, ситуация остается не вполне определенной. Хотя могу сослаться на недавнее интервью министра культуры Александра Авдеева, где среди прочих назревших вопросов он упомянул о срочнейшей необходимости строительства депозитария и реставрационных мастерских для музеев Кремля. Дискуссии вокруг конкретного проекта, пожалуй, небезосновательны, однако надо понимать, что новые пространства нам крайне важны. Люди, утверждающие, что в строительстве нет особой нужды, наверняка не бывали в наших запасниках. У любого, кто оказывается там впервые, возникает сильнейший шок. Не может музей, хранящий национальное достояние, содержать свои фонды в столь стесненных обстоятельствах... И, кстати, почему-то редко обращают внимание на то, что в новом здании должны располагаться не только мастерские и фонды хранения, но еще и два выставочных зала – площадью четыреста и шестьсот квадратных метров. Для понимания ситуации: то, чем мы располагаем сейчас, – это два по двести. Думаю, что даже у самого маленького регионального музея помещения для временных выставок побольше, чем у музеев московского Кремля. Новые пространства дали бы нам возможность реализовать масштабные проекты, где мы могли бы совмещать показ декоративно-прикладного искусства с живописью, например, или с мультимедийными формами представления материала. Так что речь идет не о просто «складе», а о музейном комплексе, который нам жизненно необходим.

Новости и материалы
Посольство КНР в Вашингтоне заявило, что Китай отвергает санкции США за связи с Россией
В России выявили новый вариант коронавируса
Аэропорт Стамбула не принимал рейсы из-за нашествия птиц
В России подскочил спрос на термометры в мае
В Курской области снова объявили опасность атаки беспилотников
В Белгородской области объявлена опасность атаки беспилотников
Вероятность нанесения ракетных ударов сохраняется в Новороссийске
Британский аналитик назвал условие для окончания сражения за Донбасс
В Москве заявили о блокировании ЕС счетов Россотрудничества и культурных центров РФ
Новичка минского «Динамо» сравнили с одним из лучших российских вратарей НХЛ
Назван лауреат Международной Букеровской премии
Белоус считает, что «Зенит» может простимулировать «Краснодар» победить «Динамо»
Госсекретарь США заявил, что иранскому народу стало лучше от гибели Раиси
Представительство РФ заявило, что ЕС рано или поздно придется вернуть украденные активы
В одном из регионов Украины произошли взрывы
США перебросили в Британию стратегические бомбардировщики B-52
Зеленский назвал причину нежелания приглашать Россию на саммит мира
Вашингтон считают, что Москва запустила в космос противоспутниковый аппарат
Все новости