Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

В Большом станцуют оду Версалю

В Большом театре проходят гастроли балета Парижской оперы

Гастроли балета Парижской оперы проходят в Большом театре. Это событие с большой буквы: знаменитая труппа не была в Москве с 1991 года. Французы привезли триаду «Сюита в белом» — «Арлезианка» — «Болеро» и спектакль «Парк».

Это ретроспектива главных французских балетмейстеров 20 века — Сержа Лифаря, Ролана Пети и Мориса Бежара. Плюс Анжелен Прельжокаж — вообще-то радикал, но в «Парке» в меру продвинутый хореограф рубежа столетий, прошлого и нынешнего. Для публики в самый раз: показывают качественное, проверенное временем, истинно французское, не слишком авангардное. Хотя, если честно, настоящему балетоману все равно что смотреть (кроме, конечно, мерзкого для народа актуального искусства), если речь идет о труппе Парижской оперы. Балетоману (и его в данном случае легко понять) потребны спектакли, в которых можно оценить великие достоинства французской балетной школы: уникальную работу стоп и четкость координации, основанной на предельной выворотности бедер, колен и нижних конечностей.

У нас привыкли, что в балете надо не просто танцевать, а играть, причем игра – это, как правило, нечто дополнительное к танцу. Гонишь мимические эффекты - вот и «актерское мастерство». Французы делают по-другому. Они исполняют классику в изначальной (как положено по канону) чистоте линий. Школьная вроде бы правильность дает наибольший эффект, потому что выявляется феномен грации классического танца. Кстати, получается действительно танец, а не силовые упражнения в физкультуре, припрятанные за вращениями и прыжками. Плюс владение искусством ансамбля, когда все понимают задачу, никто не тянет одеяло на себя, а артист кордебалета может поразить личным умением — и одновременно играть на целое. Конечно, в труппе работают не ангелы, а живые люди. Кому-то не мешало бы меньше есть, кто-то от природы лишен прыжка или не обладает идеальной для балета фигурой. Но слаженность покрывает частные недостатки.

Не зря Рудольф Нуреев, много лет возглавлявший труппу, говорил: «Звезда Парижской оперы – это сам балет Парижской оперы».

Первый опус, «Сюита в белом», сочинен русским эмигрантом Сержем Лифарем: он много лет был хореографом-реформистом Оперы и главой труппы. «Сюита» поставлена в разгар второй мировой войны, в гуще оккупации. Но нет ничего более далекого от грязи и крови, чем величественный структурированный «дворец», где мягкие тюлевые юбки балерин мешаются с их же плоскими жесткими «пачками». «Сюита», которую Лифарь хотел видеть «чарующим видением», на современный взгляд может показаться рационально-суховатой. На самом деле рацио в ней не больше, чем, например, во французском регулярном парке. Да и пылкая музыка Эдуарда Лало отнюдь не суха.

Суть танцев можно описать фразой «Все, что вы хотели знать о балете, но боялись спросить».

Это бессюжетная квинтэссенция идеи классики, метафора всего идеального (потому белое — ведущий цвет). Собрана коллекция движений и темпов, смешаны мелкая партерная техника, большие па и воздушные прыжки, развернуты соло и дуэты, тройки и четверки. Романтическое томление (привет «Сильфиде» и «Жизели») сменяется намеками на характерную (в данном случае ориентальную) пляску. Финальный апофеоз с симметричным выстраиванием масс сделан по рецепту балетного академизма, и вполне допустимо впечатление, что смотришь на пирамиду: в «Сюите» выстроена жесткая иерархия. Внизу кордебалет и корифеи, выше солисты, наверху первые солисты и «этуали» (звезды). Идея, разумеется, не нова, она заимствована из балета 19 века, всех этих «оживленных садов» из «Корсара», «праздников урожая» в «Коппелии» и разных гран-па. Не все солисты «Сюиты» поразили «звездностью». Но были моменты высшего откровения, когда в Адажио неторопливо роскошествовали Изабель Съяравола и Хозе Мартинез, в номере «Флейта» рассыпала бисерные движения Доротея Жильбер, а в Мазурке тянулся в арабеске и щегольски прищелкивал стопами Матье Ганьо.

Хореограф Ролан Пети сделал «Арлезианку» в 1974 году. Наверно, это самый французский из гастрольных балетов: драма Доде, музыка Бизе, Прованс как место действия, этнографические костюмы, арльские пейзажи Ван Гога, с которых списана картинка на заднике. Дана разрушительная страсть героя-крестьянина, влюбленного в некую ветреную арлезианку, которой и на сцене-то нет. Он мучается на сельском празднике, танцуя с навязанной невестой. Клер-Мари Оста в роли нелюбимой девушки блестяще сыграла серую мышку, от которой ни тепло, ни холодно, причем сделала образ исключительно средствами танца: ее пуанты были безнадежно робки и рабски назойливы. Французский народ получил движения, в которых мотивы фарандолы (с увесистым буханьем ног на полную стопу) смешаны с повышенной легкостью веселящихся людей. Предсмертный монолог героя поставлен на больших взлетах в маленьком пространстве. Цитата из Доде:

«Он решил, бедняга: «Я слишком люблю ее... я уйду». Ах, жалкие мы люди! На что же это похоже, если презрение не может убить любви!».

Великолепен Жереми Белингар в главной роли: двойные со-де-баски (трудное виртуозное па), нарастающее по экспоненте отчаяние, умножение внутренней истерики, клаустрофобия и неотвратимость финального прыжка в окно, насмерть.

«Арлезианка» — балет, в котором эмоции подчинены конкретной истории. «Болеро» (на всем известную музыку Равеля) совсем иное, нечто, похожее на обнаженный нерв. Морис Бежар поставил балет-унисекс: его исполняют и женщины, и мужчины. Какая разница, кто шаманит, священнодействуя на красном столе, завораживая и подчиняя толпу эротической суггестивностью. У великих исполнителей интенсивность пластического монолога почти невыносима, как звук металла по асфальту. В первый вечер гастролей «Болеро» гениально исполнил Николя ле Риш, пленивший безмолвной и оттого особенно сокрушительной мистикой. Это было зрелище из тех, о которых рассказывают внукам. И зря говорят, что публика в Большом театре ленивая: в этот вечер она действовала вполне адекватно. Сначала вникала в происходящее, по мере нарастания качества усиливая градус реакции («Сюита в белом»). Потом активно сопереживала («Арлезианка»). И наконец, зашлась в нескончаемой овации («Болеро»).

После балетной тройчатки нас ждет вторая программа – спектакль «Парк» 1994 года на музыку Моцарта.

Это ода Версалю и галантным нравам эпохи Просвещения. Все перечисленное схвачено тем более точно, что автор хореографии Анжелен Прельжокаж – влюбленный во французскую культуру наблюдатель (он родился в албанской семье). Высокородные герои «Парка» сошли со страниц любовных книжек эпохи барокко и рококо, с их манерными эмоциями, рациональным флиртом и хорошими манерами. Так и видишь Прельжокажа, вникающего во фривольность Кребийона-сына и откровенные мемуары Сен-Симона. Короткие аристократические встречи и долгие дворянские проводы хореограф расписывает со смаком, рисуя изысканные ритуалы ухаживания в диапазоне от легкого кокетства до грозы и бури. В то же время тут наполовину ностальгия, наполовину ирония — публике не дают забыть, что на дворе другая эпоха. И баронессы с маркизами, как и парики с кринолинами, не более важны, чем современные Садовники-Купидоны – загадочные гении места в джинсах и черных очках.

На «Парк» стоит сходить хотя бы для того, чтобы понять, куда последние 20 лет дует европейский хореографический ветер. И будет ясно, отчего в Москву не привезли старинную классику русского происхождения (типа «Баядерки»). Для французов это все равно что нам ехать в Тулу со своим самоваром.

Новости и материалы
Во Франции собрали рекордную сумму штрафов за нарушения ПДД
Вера Брежнева показала отдых на их с Меладзе вилле в Италии после новости о разводе
В ООН признались в отсутствии данных по невзорвавшимся снарядам, выпущенным ВСУ
В Москве произошел крупный пожар в административном здании
Армения и НАТО обсудили дальнейшее сотрудничество
В Белгородской области сбили беспилотник Украины
Глава МИД Польши установил в своем кабинете карикатуру о Небензе
В МИД высказались о заявлении Латвии о разрешении стран Запада бить по РФ
В США недовольны выводом своих войск из Нигера
Блогера из Удмуртии задержали за оскорбление памяти героев ВОВ
Российский боксер ответил на обвинения из Грузии в подкупе
Стало известно, каких рабочих не хватает в России
«Спартаку» предложили оставить Слишковича главным тренером
В российском регионе у вертолета на высоте более 900 метров открылись двери
Водонаева об отношениях с Боней: «Нельзя назвать дружбой»
Игрок «Спартака» не смог назвать лучшее воспоминание об Абаскале
Немоляева рассказала, как сложилась бы судьба ее героини из «Служебного романа»
Дезертир из Екатеринбурга прятался на Конном полуострове
Все новости