Планетарный бум по поводу всего японского (суси, манга, аниме, оригами, икебана и т. д.) если и не сходит пока на нет, то свой пик явно миновал. Кто хотел приобщиться к традициям и обычаям Страны восходящего солнца, тот наверняка успел это сделать, пусть даже по версии superlight. Сагитировать же остальных – дело вроде безнадежное. Но энтузиасты усилий не сбавляют. В качестве «тяжелой артиллерии» не в первый раз используется самурайская коллекция – вернее, конгломерат нескольких частных собраний. В 2008 году уже предпринималась попытка «покорения столицы» посредством выставки в Государственном музее Востока. С той поры концепция неустанно прогрессировала, а проект набирал обороты. После гастролей в Петербурге, Краснодаре и Сочи устроители самурайского шоу братья Георгий и Юрий Аистовы решили, что настало время для повторного нашествия на Москву.
Предпосылки к тому имелись. По словам организаторов, экспозиция увеличилась всемеро по сравнению с 2008 годом.
Да и техническое оснащение проекта сильно продвинулось: теперь показ материальных артефактов сопровождается 3D-анимацией, настенными видеопроекциями и мультиком с ожившими персонажами гравюр в стиле укиё-э. Внушительное пространство арт-центра «Ветошный» (около 1400 квадратных метров) задрапировано черными тканями и декорировано японскими орнаментами. А для пущего эффекта в одном из залов реконструирован фрагмент исторической битвы при Секигахара (это когда сёгун (полководец) Токугава Иэясу сломил сопротивление других феодалов и объединил страну). Десятка полтора манекенов, конных и пеших, в полной амуниции изображают отчаянную схватку – колют, рубят, стреляют из луков. Загляденье да и только.
Экспонатов действительно ощутимо прибавилось. Помянуть хотя бы коллекцию цуб (так назывались гарды японских мечей, отделяющие рукоять от лезвия) – она оказалась весьма обширна. Если учесть, что самураям их кодекс поведения не дозволял носить никаких ювелирных украшений, то нетрудно догадаться, что именно цубы выступали едва ли не главным элементом роскоши. Расширилась номенклатура и самих мечей – тут вам и укороченные модификации «танто», и удлиненные модели «дайто», и типовые «катана» и «вакидзаси». Среди клинков устроители особо выделяют меч от прославленного мастера Мурамаса. По легенде, этот «Черный Оружейник» вкладывал в свои изделия проклятье по отношению к правящей династии, в связи с чем его мечи велено было конфисковать под угрозой смерти... Верить в магические свойства экспоната или нет, решайте самостоятельно. Как и в то, на самом ли деле один из предъявленных доспехов принадлежал великому воину Ода Нобунага.
Обещанная интерактивность цветет здесь пышным цветом сакуры – по крайней мере, так было на вернисаже.
Специально обученные люди в кимоно давали зрителям подержаться за самурайский меч и разъясняли, как этим оружием следует пользоваться (типа почувствуй себя Умой Турман). Гиды рассказывали об особенностях чайной церемонии и о правилах составления букетов. Дама-каллиграф бойко водила кистью по рисовой бумаге, презентуя едва подсохшие иероглифы отдельным счастливчикам. Поговаривают, что мастер-классы и экскурсы в самурайскую историю будут проводиться на протяжении всей работы выставки вплоть до конца февраля. А в скором времени к экспозиции обещают добавить еще и раздел под названием «Тысяча и одно кимоно», где будут представлены актуальные для прошлых веков модели сезона «весна – лето – осень – зима».
Словом, чего еще и желать. Шоу – это вам не музейная скука, здесь все располагает к максимальному погружению в эпоху и к удовлетворению досужего любопытства. Однако театрализация любого зрелища имеет и оборотную сторону.
Чем дальше погружаешься в ситуацию, тем сильнее тянет произнести: «Не верю!»
Предметы вроде подлинные, а антураж поддельный – и вот уже хочется слинять поскорее из этой «тотальной инсталляции». Рождается ощущение, будто организаторы перестарались, стремясь продвинуть самурайскую культуру в гущу народных масс. И сама эта культура незаметно выветрилась, оставив по себе лишь виртуальные проекции, набор артефактов и таинственные декорации... Коли уж развешаны повсюду на выставке цитаты из Мацуо Басё, то позвольте и нам привести одно из его трехстиший:
Запад или Восток –
Всюду одна и та же беда,
Ветер равно холодит.