Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«В кино меняются глубинные вещи»

Интервью с Алексеем Медведевым

Алексей Медведев, программный директор стартующего в пятницу фестиваля 2-in-1 рассказал «Парку культуры» о пользе смены названия, влиянии экономического кризиса на кино и мутациях современного кинематографа.

Вслед за прошедшим на выходных фестивалем 2morrow в ближайшую пятницу, 22 октября, стартует 2-in-1 — фестиваль, созданный командой, прошлые три года занимавшейся 2morrow. На пресс-конференции фестиваля 2-in-1 его генеральный директор Ренат Давлетьяров внес окончательную ясность касательно смены названия. «На спонсорское предложение надо было чем-то отвечать, и мы закрепили название 2morrow за одной автомобильной компанией (речь идет о концерне Audi – ПК). Поддержка фестиваля этой компанией осуществлялась добросовестно, но тем не менее неуклонно снижалась. Закончилось тем, что они не смогли его в должной степени поддержать. Тут и выяснилось, что название закреплено за этой автокомпанией. Вот и все. Что касается 2-in-1, ни концепция, ни команда не претерпели никаких изменений. Было неожиданно после этого услышать, что фестиваль «Завтра» продолжается. Но пускай растут все цветы, ради бога! Никаких отношений у нас с этим фестивалем не существует. Если вы заметили, в «шапке» нашего фестиваля появилась другая автомобильная компания. Автомобильных компаний на свете много, а этот фестиваль — один». После пресс-конференции корреспондент «Парка культуры» побеседовал с программным директором фестиваля Алексеем Медведевым.

--Ну хорошо, с разводом двух фестивалей все понятно. А откуда появилось новое название?

--Мне, честно говоря, название «2 в 1» нравится, и я рад, что оно поменялось. Название 2morrow было хорошим, но в нем есть некоторый элемент самонадеянности: знать, что будет завтра, никому из нас не дано. Когда мы придумывали название «2 в 1», двоечка появилась из соображений преемственности. «2 в 1» — это в первую очередь искусство плюс публика, то есть авторское начало и зрительская привлекательность в рамках одного фильма. Это авторские фильмы, которые нельзя назвать заумными, потому что это фильмы, которые могут претендовать на широкий успех у достаточно широкой аудитории. Эти фильмы, при надлежащей подаче, могут стать хитами. Не такими хитами, как «Звездные войны» или «Трансформеры», но хитами для умной, думающей аудитории. Название потянуло за собой многое: вспомнили, допустим, фильм Муратовой – пригласили ее в жюри. Подумали о том, что «2 в 1» — это смещение и стирание границ между игровым и документальным кино, – пригласили документальный фильм в конкурсную программу («Армадилло» Януса Метца о солдатах на военной базе в Афганистане – ПК); между игровым кино и анимацией – пригласили анимационный фильм («Талантливый мистер Фокс» Уэса Андерсона – ПК); между коммерческим кино и авторским – в конкурсе наравне фильмы с десятимиллионными бюджетами и с бюджетом $150 тысяч. В общем, название обладает хорошим потенциалом в том плане, что продолжает подкидывать нам новые смыслы, по мере того как мы развиваем концепцию.

--2-in-1 позиционируется как фестиваль современного кино. Вы как программный директор можете сказать, что изменилось в кино за этот год? Какое кино сегодня современно?

--Тут такая история. В принципе, конечно, можно вычленить какой-то тематический тренд на каждый год. Скажем, что румынская «новая волна» выходит из моды, а аргентинская, наоборот, набирает силу. Или что китайское диссидентское кино, снятое вне студийной системы, выходит на авансцену. Конечно, эти мини-тренды есть, но мне кажется, что это не самое интересное. Меняется сегодня не просто тренд: мол, давайте забудем про Иран и посмотрим, какое у нас замечательное кино снимают на Филиппинах. Меняются более глубинные вещи. В связи с экономическим кризисом встал вообще вопрос о том, как авторское кино, так называемый артхаус, может существовать дальше. И в Америке, и в Европе сократилось количество студий, занимающихся производством, дистрибуцией, прокатом артхаусного контента. Это можно увидеть и на примере России. Но стали происходить очень интересные процессы. Выяснилось, что современное авторское кино может существовать и в других пространствах — в пространстве галереи современного искусства, в пространстве музея, в пространстве клуба. Неслучайно по Москве как грибы выросли клубы, занимающиеся показом так называемого некоммерческого кино, которое оказывается вполне коммерческим для устроителей этих показов. Стирается грань между кино и современным искусством. Это можно заметить и на макроуровне: «Золотую пальмовую ветвь» получает не фильм, а часть большого артпроекта. А можно и на микроуровне — когда фильмы все чаще попадают в галереи. Я к чему все это говорю: современное авторское кино сейчас находится в процессе самоопределения, меняются экономическая и эстетическая структуры его бытования, меняется роль автора, структура проката, роль фестивалей, которые выходят на первый план как промоутеры актуального контента. Вот это то, что я называю мутацией современного кинематографа, которую мне интересней всего изучить.

--А как в связи со всем этим изменились задачи фестиваля?

--У меня не было ощущения, что мы как-то четко переформулировали задачи фестиваля. По-прежнему наш главный принцип отбора и главный девиз – делать максимально бескомпромиссный выбор. Приглашать фильмы не за имя, не за выбранную тему, не за экзотическую страну происхождения, не за то, что его может приехать и представить звезда, а только за то, что фильм нам нравится. В принципе можно как угодно переформулировать задачи, но набрать сорок фильмов за год, которые по-настоящему нам нравятся, это архитрудная задача (смеется). Другой вопрос, что, конечно, хотелось подчеркнуть новые смыслы, возникшие в связи с названием. Хотелось сделать конкурсную программу максимально разнообразной – включить туда и анимацию, и документальное кино, и видеоарт. И посмотреть, как все это будет взаимодействовать с более традиционными типами игрового кино, к которым привык зритель. Появилась большая свобода в параллельных программах. Есть даже такой анекдотический случай. Программу «3 копейки» нам не разрешали делать спонсоры, потому что это название легкомысленно звучит и портит имидж известной автомобильной компании (смеется). Поэтому нам ее приходилось по-английски называть. Малобюджетное и безбюджетное кино, представленное в этой программе, — это тоже один из тех трендов, которые мы в этом году изучаем.

--Ну и последний вопрос. Я понимаю, что как программный директор вы не имеете права озвучивать свои личные симпатии, но может быть, все же есть какие-то картины, которые нужно обязательно посмотреть, по вашему мнению?

--Да, обычно я говорю, что это некорректный вопрос, особенно касательно конкурсной программы. О ней я говорить совсем не могу. Но если говорить о фестивале в целом, то я всех призываю пойти посмотреть раннего Дэвида Кроненберга – его лучшие, на мой взгляд, фильмы. Мы будем показывать их на большом экране с тридцатипятимиллиметровых копий – это фантастическое, на мой взгляд, зрелище. У нас они существуют только на DVD, а мы везем пленки из Америки, из Канады, и вряд ли они сюда еще когда-нибудь попадут. Во-вторых, это фильм «Подонки» Изильд ле Беско, очень молодого французского режиссера (ей 27 лет), она приедет представлять свою ретроспективу. Это фильм о таких отбившихся от рук барышнях тинейджерского возраста. Я думаю, он был одним из лучших фильмов в конкурсе фестиваля в Локарно в этом году. Из программы «3 копейки» я бы выделил фильм «Выворот-нашиворот», который, мне кажется, представляет собой лучшее, что есть в современном независимом американском безбюджетном кинематографе. Из фильмов-хитов других фестивалей это, конечно, «Аврора» Кристи Пуи, который остается для меня главным именем в современном европейском кинематографе и настоящим, подлинным лидером румынской «новой волны». Ну и наконец, наверно, это шестичасовой китайский фильм «Карамай», который мы будем представлять в виде такой инсталляции (фильм будет демонстрироваться не в зале, а в специальной выгородке в фойе кинотеатра – ПК). Этот фильм – документальное свидетельство о пожаре, произошедшем в Китае в середине 90-х годов, во время которого погибли несколько сот детей. Но этот фильм является не только документом о трагедии, но и новым словом в языке документального кино.

Новости и материалы
МЧС РФ назвало число жертв в ДТП с автобусом в Петербурге
Для упрощения выплат правительство создаст реестр нуждающихся граждан
Владельца затонувшего в Петербурге автобуса штрафовали за нарушения 23 раза
Власти сообщили о состоянии пострадавших при ДТП с утонувшим автобусом в Петербурге
В сухопутных войсках ВСУ рассказали, когда наступит критическая фаза конфликта
Депутаты ГД призвали устранить дефицит медработников
Мишустин назвал уровень госдолга в России одним из самых низких в мире
Зеленский подтвердил наступление ВС РФ на Харьков
Владельца упавшего в Мойку автобуса оштрафовали на ₽400 тысяч
Мишустин рассказал депутатам о росте доходов населения
Володин сравнил доходы России от сельского хозяйства и продаж оружия
Sony до конца весны объявит дату выхода God of War Ragnarok на ПК
Стало известно, что болезнь Лайма могла выйти из биолабораторий США
Для москвичей проезд до кладбищ на православные праздники сделают бесплатным
Украинский беспилотник сбили над Белгородской областью
В Новосибирске расселили жителей треснувшего дома
Зеленский раскритиковал западных союзников за медленное предоставление помощи
Выросло число погибших в ДТП с утонувшим автобусом в Петербурге
Все новости