Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

В живом остатке

Культура по четвергам

Культура по четвергам: финал сериала «Остаться в живых» позволил порассуждать о роли «Лоста» в сериальном буме последних лет.

В ночь на 24 мая в твиттере воображаемой жены Стивена Фрая появилось сообщение, которое в переводе звучит примерно так: «Осторожно, спойлеры для поклонников «Остаться в живых»: вы пустили коту под хвост последние шесть лет своей жизни». В воскресенье весь (ну хорошо, почти весь) мир увидел, наконец, финальный эпизод шестого сезона сериала, многолетняя эпопея подошла к «Концу» (именно такое название получила последняя серия). Те, кто по каким-то причинам не приник к экрану во время трансляции, утром в понедельник обнаружили искомую серию в сети в самых разных вариантах: почти двухчасовой эпизод перевели, к примеру, на русский уже к вечеру понедельника.

Все эти факты стоит привести ради того, чтобы лишний раз убедиться: «Остаться в живых» стал важнейшим культурным событием последних лет.

Именно с него начался «сериальный бум» и разговоры о том, что настоящее кино ушло из кинотеатров в телевизор. Бюджет, масштаб, сложные натурные съемки – между большим и малым кино были стерты все границы, кроме разве что чисто драматургических.

Теперь, когда все закончилось, подмывает начать рассуждать о том, что нас ждет, куда теперь пойдут сериалы. Станут ли они еще масштабнее? Как вырастет бюджет? Когда сериалы начнут показывать в кино? Когда начнутся съемки в космосе, в конце концов? Ставить подобные вопросы, а потом отвечать на них можно почти бесконечно: их не меньше, чем тех, что остались после окончания «Остаться в живых».

Однако, вместо того чтобы по привычке заниматься прикладной хиромантией, вычленять тренды и пути их развития, стоит, мне кажется, сперва разобраться, что все-таки закончилось в это воскресенье вместе с одним из самых зрелищных шоу в истории телевидения.

Для начала вспомним, что два сериала, инициировавших телевизионный бум («Доктор Хауз» и «Остаться в живых») стартовали почти одновременно – осенью 2004 года. Поклонники продукции НВО могут возразить, что телеренессанс начался пятью-шестью годами раньше — «Кланом Сопрано» и «Сексом в большом городе», однако мафиозные и женские хроники, несмотря на остроумие задумки и отнюдь не мыльный драматизм, были все же ближе к установившейся сериальной традиции, которую перевернул, в первую очередь, «Остаться в живых».

Режиссер и продюсер Джей Джей Абрамс решился на невероятную авантюру – высокобюджетный долгоиграющий сериал с абсолютно киношной картинкой и звездами (пусть и не первой величины) в главных ролях.

Провал мог быть оглушительным, но расчет оказался совершенно точным – многие актеры подписывали контракт только ради работы на тропическом острове. Зрители, в свою очередь, запросто купились на глянцевитую картинку, типизированных, но обаятельных героев и мистическую интригу.

Несмотря на то что создатели сериала с самого начала говорили, что уже знают, чем завершить эту историю, жизнь внесла в первоначальный замысел ощутимые коррективы. В процессе работы множились смыслы и сущности (как герой Майкла Эмерсона Бен Лайнус, изначально заявленный в паре эпизодов), по просьбам фанатов в середину впихнули два сезона.

В результате по дороге к финалу несколько героев просто потерялись, а львиная доля поставленных вопросов осталась без внятных ответов.

Наконец, участие самого Абрамса к концу стало минимальным из-за приваливших голливудских проектов: в его лице студийные боссы нашли, наконец, человека, способного достойно обращаться с большими бюджетами.

И тем не менее, несмотря на постоянную смену правил игры (прием действительно не вполне честный) и очевидную избыточность, «Остаться в живых» всегда оставался настоящим приключенческим сериалом.

То есть историей очевидно романтической, сентиментальной и жертвующей правдоподобием ради эффектности.

«Остаться в живых» все эти шесть лет стоял особняком, потому что, в противовес многочисленным телевизионным драмам, был вещью совершенно немодной и потому уникальной. В подтверждение своих слов отмечу, что другой амбициозный фантастический проект – сериал Джосса Уэдона «Светлячок» — не продержался в эфире даже года и был закрыт как убыточный.

Дело, кажется, в том, что Абрамс как автор идеи вывел совершенно идеальную формулу для приключенческого кино.

Оставив на месте зрелищность и лица с обложки на главных ролях, он добился зрительской идентификации с героями не точными психологическими деталями, а разветвленной сетью аллюзий и мистификаций, которую люди у телевизора распутывали вместе с героями.

И вот тут бы на волне успеха «Остаться в живых» должны начать появляться аналогичные или еще более смелые и амбициозные проекты, но нет. Телевизионный бум потихоньку дрейфует обратно, в сторону мыльных опер. Примером тому «Безумцы» — заоблачного качества «мыло», соответствующее всем стандартам жанра. Между драмами вроде «Хауза» с «Декстером» и «Безумцами» с какими-нибудь «Косяками» мне лично куда ближе первые. Я и «Остаться в живых», по чести сказать, не слишком восхищался, но сейчас, когда все кончилось, среди безупречного психологизма почему-то очень не хватает всей этой бестолковой беготни по заполненному чудовищами и тайнами райскому острову. И, судя по обсуждаемости, не хватает всего этого не только мне, а преемников не видно –

никто не хочет рисковать, когда можно сделать очередную редакцию «Доктора Хауза» за куда меньшие деньги.

Впрочем коллега из отдела спорта вчера уверенно сказал, что ответы на все вопросы обязательно найдутся в седьмом сезоне. Увидев мое удивление, он пояснил: «Сейчас они годик переждут, а потом снимут седьмой – спортивное чутье. Деваться им все равно некуда».

Новости и материалы
Психолог дала советы, как справиться со стрессом на работе после майских праздников
В Гидрометцентре рассказали о погоде в начале недели на европейской части России
Пугачеву заметили вместе с Тиньковым
Исландия открыла «мамонтовую» установку по улавливанию углекислого газа
ТЦ и рынки не будут работать в понедельник в обстрелянном районе Белгорода
Новость о смене Шойгу заняла первые полосы в зарубежных СМИ
В Белгороде из-под обломков дома извлечено 13 погибших
Раскрыты характеристики нового хетчбэка от китайского BYD
Супруга Вучича принимает в Белграде жену Зеленского
Папа Римский отреагировал на удар по Белгороду
Литовский президент Науседа лидирует на выборах главы государства
В российским регионе произошел сход вагонов грузового поезда
«Пузико и деревяшка»: Дзюба опубликовал фото с Овечкиным
Власти Харькова не будут эвакуировать жителей города
В Харькове произошли взрывы
Британский эксперт Бронк рассказал о потерях ВСУ систем Patriot
У представленного в России автобренда Voyah появилась новая модель
Австралийский генерал предрек ВСУ «очень мрачные события»
Все новости