Какой цели вы хотели достичь?
Я хотел сделать масштабный триллер про Ирак. Главная обязанность режиссера – рассказывать о том, что интересно зрителю.
Как получилось, что вы взялись за эту картину?
Я снимал свой первый фильм про Борна, когда разворачивались события в Ираке. А потом начал переговоры со сценаристом Брайаном Хелгелэндом: мы вместе работали на «Превосходстве Борна» и думали, чем заняться дальше. И довольно быстро мы пришли к сюжету о поисках в Ираке оружия – в этой истории, как мне кажется, есть все необходимые составляющие для отличного триллера.
Какие, например?
Высокие ставки, секреты, интриги, шпионаж...
Расскажите про главного героя — Миллера, сыгранного Мэттом Деймоном.
Миллер – парень, возглавляющий небольшой отряд, который должен выполнить задание и пройти через множество опасностей только для того, чтобы выяснить – никакого оружия массового поражения нет. И у него возникает тот же, что и у всех нас, вопрос: «Что происходит?». Это толкает Миллера к расследованию, которое по мере развития событий становится все более остросюжетным и опасным.
Что в этой истории для вас было главным?
Пока я не прочитал «Имперский двор в Изумрудном городе» Ражива Чандрасекарана – само расследование.
И как книга повлияла на вас?
Я помню, как читал и думал, что Чандрасекаран нарисовал совершенную картину «зеленой зоны» — той части Багдада, где располагались дворцы Саддама и где силы коалиции разместили свои штаб-квартиры. Маленький оазис, окруженный дворцами и бассейнами. Кроме того, это место, полное тайн, опасностей и конспирологии. И с тех пор, как я прочитал книгу, я знал, что Миллер окажется именно там, — поэтому и назвал фильм «Зеленая зона»
Это ваш третий фильм с Мэттом Деймоном…
Мэтт фантастический! Все хотят с ним работать, потому что он чудесный характерный актер. Он просто растворяется в герое. К тому же он самая настоящая звезда и в состоянии держать на себе большой фильм.
На него можно положиться?
Качество, к которому приходят все великие голливудские актеры. С Мэттом ощущаешь единство, он дает почувствовать, что находится на твоей стороне, а это довольно важно для такого фильма, как «Не брать живым».
Каково с ним было на съемках?
Мы приятели — и потому здорово повеселились. По сути, режиссер очень одинок, и это здорово, когда рядом есть кто-то вроде Мэтта – кто старается так же, как вы, и кто целиком разделяет вашу страсть.
В «Не брать живым» вы собрали сильный актерский состав…
Понятно, что в любом фильме критически важен именно главный герой. Но совершенно необходимо учитывать, что живым героя делают окружающие его персонажи. Поэтому я старался наполнить картину актерами, которых люблю и которыми восхищаюсь.
Что скажете о Греге Киннере в роли Кларка Паундстоуна, препятсвующего Миллеру в его расследовании?
В некотором роде он играет вопреки задуманному характеру. И мне нравится уверенность, оптимизм и человечность, которыми он наделил своего персонажа. Думаю, Грег великолепен.
Игал Наор играет генерала Ал Рави, человека, которого герой Деймона ищет весь фильм.
Это безумно интересный персонаж – его характер получился как раз таким двусмысленным, как мне хотелось. Не поймешь, положительный он или отрицательный, человек, рискующий ради страны, или честолюбец.
Еще у вас есть Брендан Глисон в роли агента ЦРУ Брауна…
Глисон играет упертого специалиста по Ближнему Востоку: он видит противоречивость того, что ему открывается, и пытается найти происходящему объяснение. Я думаю, Брендан сыграл энергично и сильно. К тому же приятно ради разнообразия сделать работника ЦРУ положительным героем...
Кроме того, вы сняли в фильме вашего друга Джейсона Айзекса?
Как я мог забыть об обладателе самых великолепных усов во всем мировом кинематографе! Мы друзья и уже работали вместе много лет назад. Айзекс сыграл безжалостного преследователя, и думаю, он бесподобен. Он действительно вложился в фильм. У нас есть 20-минутная экшн-сцена с ним и Мэттом – это что-то!
В фильме много экшна?
Очень. Я попытался превзойти «Ультиматум Борна».
Как, согласно вашей задумке, должна была выглядеть «зеленая зона»?
Я хотел, чтобы она смотрелась реалистично и захватывающе одновременно, старался создать эффект присутствия.
Граница между хорошими и плохими парнями в фильме размыта...
Ну да, я всегда считал, что персонажи должны быть двойственными и сложными. Даже Миллер – и тот не совсем чист: и мы видим, как он меняется на протяжении фильма. Как говорит персонаж Глисона агент Браун: «Нет простых ответов — есть лишь трудные решения».