Когда выходит новая отечественная комедия, первая реакция — ужас. Опять нас станут убеждать, что фильм смешной. Опять расскажут, что он не в пример удачней «Самого лучшего фильма». Опять мы пойдем в кино, и опять... нет, не будем про этот кошмар. Вот и Жанна Фриске, красующаяся на афишах «О чем говорят мужчины», вызывает приступ испуга. Тут же начинаешь думать: неужели и эти туда же? Неужели «Квартет И», поставивший две наиболее симпатичных комедии последних лет, тоже скатился в глянцевую буффонаду, напичканную поп-персонажами в худших традициях какого-нибудь «Гитлер капут!».
Чтобы развеять подозрения, сразу заверим — нет, все хорошо.
«О чем говорят мужчины» очень веселое, совсем не пошлое, умное кино. «Квартет И» остался «Квартетом И» — с некоторыми оговорками, но обо всем по порядку.
Начнем с того, что экранизация спектакля «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках», появившегося в репертуаре «Квартета» в 2008 году, очевидно, представляла собой задачу менее тривиальную, чем в случае с «Днем радио» и «Днем выборов». В «Разговорах» нет ни связной истории, ни антуража вроде теплохода или радиостанции, который можно было бы обыграть. Жанр этой постановки — беседы за жизнь. Мужчины среднего возраста болтают о женах, любовницах, работе, искусстве — редкий театральный критик обошелся в рецензии на спектакль без упоминания Гришковца. Понятное дело, если на сцене актеры импровизируют, играют и взаимодействуют с залом, то в кино голый стендап невозможен.
Так пьеса обзавелась объединяющим диалоги сюжетом и превратилась в фильм «О чем говорят мужчины».
Весьма условным сюжетом, но все же. Вырвавшиеся из плена семейных и рабочих оков четыре мужика под сорок, уже знакомые нам Ростислав, Леонид, Камиль и Александр, садятся в машину и едут. Едут в Одессу на концерт группы «Би-2», но это неважно. Главное, что они одни, без супруг и детей, и наконец имеют возможность всласть потрындеть о своем, о мужеском, поплакаться друг другу на бытовуху и помечтать о рае. Инсценировки прилагаются. Можно пофантазировать о неревнивой жене, которая при знакомстве с любовницей благоверного понимающе улыбается: «Какая милая!». Обсудить пользу фашистов в качестве инструмента личной психотерапии.
Представить, как станет вести себя примерный семьянин, если к нему начнет клеиться Жанна Фриске.
Чаще всего говорят о смешном, иногда о грустном — например о том, что с годами начинает «хотеться, чтобы что-то хотелось» и уже непросто сорваться на предложение красивой девушки поехать к ней на квартиру в Отрадное: далеко, да и зачем?.
Проблема в том, что вместе с сюжетом «Разговоры» обрели неуместную драматургию. Ну как же, законы повествования: завязка, кульминация, развязка — нельзя же, чтобы герои просто ехали-ехали, а потом приехали. Нельзя, говорят квартетовцы, чтобы герои совсем не изменились. В результате под конец на персонажей неожиданно обрушивается беда, а на зрителя — такая бездна душеспасительного пафоса, что, право, впору почувствовать себя неловко за то, что последние полтора часа без зазрения совести хохотал над шутками про измены и дурных жен.
Но ладно бы только патетика: она вылезает лишь в самом финале.
Основная беда «О чем говорят мужчины» в другом: дело в том, что по сравнению с «Днем выборов» и «Днем радио» персонажи претерпели солидные изменения.
Скорее всего они просто повзрослели вместе с актерами, которые по большей части пишут героев с себя. Место бесшабашных, пьяных, веселых радиоведущих заняли взрослые дяденьки. Хорошо зарабатывающие лощеные снобы. Они катаются на джипе, небрежно упоминают поездку в Нью-Йорк, в состоянии купить подарок за 2000$, клянут московские пробки и даже матом ругаются как-то чрезвычайно по-московски. Нет, не подумайте, они обаятельны и остроумны, но уж слишком органично хохмят «для тебя любое блюдо дешевле 60$ невкусное».
Комедия про средний класс, конечно, тоже жанр, и жанр весьма любопытный.
Но квартетовцы сами признаются, что успех их спектаклей в огромной степени связан с узнаванием. Люди смеются не столько над шутками, сколько над точным попаданием и возможностью легко примерить ситуацию на себя. И если раньше «Квартет И» играл в кино на поле народной комедии (театральная аудитория изначально другая), то примерить на себя шутки про московские рестораны смогут уже не все. И обидно как раз то, что если квартетовцы и дальше будут двигаться в том же направлении, то
между совсем уж невзыскательными ко вкусу квн-комедиями и вот таким юмором-не-для-всех образуется зияющая дыра, которую до сих пор успешно заполнял именно «Квартет И».
С другой стороны, на фоне общего юмородефицита в нашем кино важно уже и то, что появилась просто хорошая комедия. Язвительная, ироничная, самоироничная и... смелая. Ведь это довольно смело — прилюдно вывалить на поверхность все те глупости, о которых порою думают и болтают подвыпившие друзья. Как говорила героиня Умы Турман в «Криминальном чтиве», вы, мужчины, когда соберетесь, сплетничаете хуже баб.