На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Много букв по горизонтали

Выставка «d = 3,83√h, или Расстояние до горизонта»,

Горизонт – это воображаемая граница между реальностью и опять же реальностью. Простота и загадочность окоема выступают главными интригами выставки «d = 3,83√h, или Расстояние до горизонта», открытой в галерее «Ковчег».

У жанра тематических экспозиций имеются столь же явные противники, сколь и сторонники. Правда, есть еще и третья группа, наиболее многочисленная, ― это те, кому вообще без разницы, но их мнение трудно учесть ввиду его неопределенности. Так вот, противники выставок «на заданную тему» склонны видеть здесь профанацию высокого искусства, желание приспособить различные произведения к не свойственному им контексту. Дескать, художник подразумевал одно, а куратор ему приписал совсем другое, рассматривая его опус лишь как фрагмент выдуманного паззла. А сторонники жанра не менее веско провозглашают, что контекст всегда интереснее частностей и что экспозиционные паззлы заставляют по-новому посмотреть на привычный и вроде бы даже прискучивший репертуар.

Как ни странно, в заочном этом споре (до открытой полемики дело обычно не доходит) правы и те и другие.

Вопрос-то не в самом жанре, а в качестве исполнения проектов. Вовсе не обязательно извращать чью-то авторскую позицию, чтобы проиллюстрировать ту или иную сквозную тему. Возможен компромисс, когда конкретное изображение перестает олицетворять творчество художника N, зато используется в качестве веской из него цитаты. Успех задуманной антологии (как и вообще любого сборника разнородных материалов) определяется чувством такта и драйвом составителей. Если у них получилось, то выигрывает и искусство как таковое, и каждый автор в отдельности. А коли не получилось... Значит, не получилось. Это как с чувством юмора: один дурацкий анекдот еще не повод разочаровываться в способности человечества весело пошутить.

Ковчеговская шутка про горизонт вышла удачной.

Ровно в том смысле, что удачная шутка есть хорошо подготовленная импровизация. Ну в самом деле: нельзя же со звериной серьезностью делать экспозицию о горизонте, прикидываясь, что за этим понятием кроется нечто большее, чем условная линия, отделяющая небо от земли. Типа, метафизика. С другой стороны, пресловутый небозём для художников весьма важен, иногда даже критически важен: тема неизбежно влечет за собой системные представления о ракурсе, перспективе и пр.

Академическое исследование по этому поводу заставило бы всех мух сдохнуть в радиусе километра.

Но ведь интересный же сюжет, если подойти к нему по-человечески. Единственный выход ― сделать выставку оригинально и с настроением. Так что к формуле, приведенной в заглавии экспозиции (она и в самом деле позволяет вычислить расстояние до горизонта: d ― это дальность в километрах, h ― высота глаз от уровня земли или воды), стоит отнестись как к пародии на наукообразие.

Хотя употребленное слово «шутка» не означает, что зритель здесь будет хохотать до упаду. И тем более не означает, что вам не придется включать мозги. Очень даже придется, как и пространственное мышление.

Но кураторский ход вызывает понимающую улыбку.

Сделать доминантой уровень горизонта на высоте 164 см, то есть совместить с ним среднестатистические глаза, и тянуть по этой линии все наличные картинки, от маленьких до больших, от шедевральных до второстепенных, ― это и впрямь занятно. Что называется, «пляшут линии, ограды и мосты». Перепады форматов могут показаться вопиющими, но правит всем этим хозяйством не рок-н-ролл, а строгая, математически выверенная горизонталь.

Чем жестче устроители соблюдают заданное себе правило, тем радостнее восприятие у тех, кто уловил закономерность. И если уж ты ее уловил, то неизбежно оценишь и радикальные выходы под потолок (там помещено все, что выше установленной кураторами линии горизонта), и переезды вниз, практически под ноги, когда взгляд художника именно таков. Иной раз дело доходит до потолка, где найдутся эскизы плафонов от Владимира Фаворского, а кое-что обнаружится едва ли не на полу. Следуя концепции, мысленно дорисовываешь пространство галереи до идеальной сферы, где в любую сторону имеется оборот на 360 градусов.

Заметьте, без помощи компьютерной графики.

Это и впрямь весело, потому что остроумно придумано. И никто из художников не дискредитирован ― ни из живых, ни из покойных. Есть и классики ХХ века вроде Ильи Машкова, Александра Лабаса, Юрия Пименова, Константина Истомина, Ростислава Барто. Есть наши знаменитые современники ― Наталия Нестерова, к примеру. Но дело даже не в именах: все-таки тут не лондонский аукцион, а действительно живая московская выставка. «Лишь разум мой способен вдаль над горизонтом протянуть надежды рвущуюся нить...»

Новости и материалы
Российскую теннисистку представили под флагом Узбекистана
В Пермском крае приостановили поиски пропавших туристов на снегоходах
FIDE объявит решение по допуску россиян после переговоров с МОК
В Кремле прокомментировали информацию о просьбах вернуть Урганта в эфир
Российская делегация прибыла в Вашингтон для участия в заседании шерп «Большой двадцатки»
Более 50 БПЛА атаковали один регион России
Завершилась встреча Зеленского, Кушнера и Уиткоффа в Берлине
Слуцкий рассказал, как футболисты сборной России разгромили отель
Зеленский потребовал передачи Запорожской АЭС под совместный контроль Киева и Вашингтона
Возросло число жертв стрельбы на пляже в Сиднее
«Главное достижение — не упал»: Коростелев оценил свой дебют на Кубке мира
Трамп посетовал, что Меланию любят больше него
Слуцкий рассказал о двойных стандартах в Монако по отношению к россиянам
Балицкий назвал число остающихся без света абонентов в Запорожской области
СМИ узнали о продолжении переговоров Украины и США в понедельник
Аэропорт Волгограда приостановил полеты
На Украине заметили российские «Герани» с двойным зарядом
Лукашенко через спецпосланника США отправил подарки Трампу и его супруге
Все новости