Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Все в порядке ― как на кладбище

Выставка Жана-Марка Бустаманта

Ретроспективная выставка Жана-Марка Бустаманта в фонде культуры «Екатерина»: фотографии как картины, картины как фотографии, скульптуры как дизайн ― словом, сплошная алгебра на руинах гармонии.

Когда-то французские художники были у нас кумирами и образцами для подражания: «Один сезон наш бог ― ван Гог, другой сезон ― Сезанн». Но те времена давно минули, и современное французское искусство в России знают мало. Если послевоенные абстракционисты вроде Ива Кляйна и Пьера Сулажа нашей публике худо-бедно знакомы, то авторов нынешнего рубежа веков едва ли кто назовет навскидку, кроме продвинутых искусствоведов.

И дело тут не столько в нашем невежестве, сколько в состоянии самой французской арт-сцены.

Общепризнанные звезды международного масштаба тут не рождались давненько. Государство вроде бы и так, и эдак печется о культуре: гранты, стипендии, приоритетные музейные закупки, льготные студии ― только творите, ребята, прославляйте родную Галлию. Ребята вовсю творят, но результаты не слишком утешительны. Страну в интернациональных проектах представляют все больше «понаехавшие» художники из Африки: политкорректные кураторы очень уважают постколониальную самобытность. А со статусом законодательницы художественной моды Франция распрощалась давным-давно.

Это все к тому, что нынешняя гастроль Бустаманта в Москве ― довольно редкая возможность познакомиться с крупной величиной во французском контемпорари арте.

Не то чтобы Бустамант отвечает за страну в целом, но любопытно же понять, кого так любят и превозносят тамошние галеристы и музейщики. Вот даже и месье Альфред Пакман, директор Центра Помпиду, не поленился до нас доехать, чтобы лично представить одного из почитаемых им авторов. До звания безусловного мэтра Жан-Марк Бустамант, может, еще и не дослужился, но 30 лет успешной карьеры уже за плечами ― самое время браться за возведение прижизненного пьедестала.

По сути, выставка в Москве является его первой ретроспективой, где соединены работы разных лет и периодов.

Впервые он прославился в конце 70-х своими масштабными, больше метра длиной, фотографиями ― в ту пору такой размер являлся пределом технических возможностей печати. Но заприметили Бустаманта не из-за формата снимков, естественно, а из-за новаторской идеологии. Как раз в те годы входило в оборот понятие «пластической фотографии» ― иными словами, некоторые художники стремились поставить светопись на одну доску с живописью, имея в виду и эстетические качества, и внимание просвещенной публики. Прожект удался, плоды его пожинаются по сей день. И Бустамант был как раз в числе тех, кто утверждал эти принципы.

Свои фотографии он называл «картинами», что подкреплялось не только размерами, но и уникальностью тогдашних работ ― они исполнялись в единственном экземпляре.

Типичные образчики «пластической фотографии» присутствуют и на московской выставке. Ландшафты, зафиксированные художником, не представляют собой ничего выдающегося ― но в этом и состояла вся фишка. Бустаманту нужны были пейзажи «без свойств», практически «никакие», чтобы избыточные красоты не отвлекали от формы.

Именно там, где не изощрилась природа и не поусердствовал архитектурный гений человечества, этот автор ощущал себя в своей тарелке более всего. «Острый галльский смысл» в исполнении Бустаманта оборачивается созданием формалистических структур ― вполне себе изощренных, но, честно говоря, скучноватых. Драйва в этих «картинах» ноль, чувственности ― ноль целых пять десятых. Зато все искусно, грамотно, медитативно.

Свой рассудочный, алгебраический метод художник перенес впоследствии и на другие виды искусства.

От «пластической фотографии» он постепенно отошел, предоставив упражняться здесь другим адептам направления вроде Андреаса Гурски. Сам же взялся за производство скульптур и инсталляций ― столь же хладных и отстраненных, что и прежние его пейзажи. Помянуть, к примеру, инсталляцию под названием «Стационарный I», где объекты, стилизованные под бетон, в строгом порядке распределены по залу, обрамленному фотографиями кипарисов. Ни дать ни взять художественный образ кладбища. Собственно, автор это и имел в виду, только не ищите здесь трагических или религиозных коннотаций.

Покой и порядок ― вот главные бустамантовы божества.

Если он где и провоцирует некоторое зрительское волнение, то исключительно в области фактуры и функциональности. Скажем, объекты из серии «Трофеи» построены на конфликте между гладкими, сочными колоритами крашеного плексигласа и неровностью «пробоин» в футлярах из нержавейки. Контраст фактур ощутим, конечно, однако надо быть сверхчувствительной институткой с тягой к метафизике, чтобы ощутить по этому поводу хотя бы намек на головокружение. Почти столь же нейтральны к зрительским эмоциям и опусы интерьерного толка ― нечто, похожее то на диван, то на гардероб, то на книжную полку. Вещицы откровенно дизайнерского толка, но пользоваться в быту ими нельзя. Не в том смысле, что физически невозможно, а просто неудобно и незачем. Не для того делались, чтобы их юзать, а для музейного контекста.

Связь свою с фотографией Жан-Марк Бустамант до конца, впрочем, не утерял.

В последние годы он создает специфические произведения на оргстекле, трафаретным способом переводя в большой формат чужие фотки ― найденные в архивах или вовсе в интернетовских безднах. Эти призрачные отголоски неведомо чьих страстей, будь то сцена в дискотеке или эпизод хоккейного матча, обретают необязательную монументальность и тем самым превращаются в события современного искусства. Вроде бы совсем иная статья ― абстрактные композиции на том же плексигласе: живописные потеки, загадочные фигуры, символическое мерцание красок.

Но не стоит обманываться: здесь та же алгебра и холодный расчет. Опять почти дизайн, только без явной функции. Можно сказать, что европейские потуги на эстетическую революцию ХХ века Бустамант сводит к формулам, как бы говоря: «Итак, в сухом остатке получается вот что. Стоило так нервничать?» Может, и вправду не стоило, но в итоге мы обнаруживаем изысканные надгробья вместо колыхания и копошения жизни.

Новости и материалы
Россияне назвали главные преимущества голосовых помощников
На Камчатке с бывшего чиновника взыскали незаконно заработанные десятки миллионов рублей
Илону Маску грозят американские санкции
Синоптик рассказал, когда россиянам ждать бабье лето
Психолог объяснила, когда мы становимся абьюзерами
Стало известно об использовании бойцами ВСУ машин, украденных у жителей Курской области
Минобороны рассекретило данные об освобождении Эстонии
Лидер ЛДПР обратился к ООН, Трампу и Харрис из-за планов Зеленского
На одной из главных барных улиц Санкт-Петербурга появится музей СВО
Россиян предупредили о мошенниках, отвлекающих жертв разговорами
Космонавт Кононенко рассказал о результатах годовой экспедиции
Премьер Франции направил Макрону итоговый состав нового кабмина
Ливан назвал последствия возможного бездействия Совбеза ООН после подрыва пейджеров
Стала известна причина неудач новичка «Локомотива» Салтыкова
Украинские СМИ сообщили об ударе по Харькову и взрывах
Игрок сборной России расстроился из-за отмены матча с Таиландом
Женщины насильно мобилизованных одесситов перекрыли дорогу у ТЦК
«Хезболла» заявила о гибели своего высокопоставленного командира при ударе по Бейруту
Все новости